skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Category:

Советская действительность в дневниках П.П.Филевского. Часть-10

1939 год
24 января


...Был у меня юноша Варелас, просил помочь ему выполнить доклад об
истории благоустройства улиц Таганрога. Для этого материала нашлось довольно.
И незаметно разговор у нас с ним затянулся часа на три. До какой степени его
начинили материализмом, атеизмом и всяким подлым реализмом. Можно ли
допустить, чтобы юноша считал, что материальная обеспеченность создает
обществу счастье и удовлетворит настолько потребности человек, что все будут
счастливы, а отсутствие свободы убеждений, совести, отсутствие личной
безопасности в неприкосновенности — это все ничего не стоит. «Дайте», —
говорит он, — «человеку 20 копеек в день и он будет проклинать свою судьбу, а
дайте 20 рублей и он будет счастлив».
Но он живо воспринимал, когда я в беседе с ним наталкивал его на вопросы
духовных потребностей. Он потом говорил моей ученице Оле Орешко, что беседой
со мной он очень доволен, и он глубоко меня уважает. Как видно, этот юноша в
моем лице и в лице моей ученицы Оли увидел какой-то новый мир, о котором ему
никто не говорил и который он до сих пор не встречал. Да, мальчика пичкали, а
истину, близкую юношеской природе от него прятали. Я ему ничего не говорил о
его дядюшке Аф. Вареласе — этом преступном типе, низкопоклонником до
рабства пред теми, кто сильнее его и беспощадном пред теми, над которыми мог
проявить свою власть.


1 февраля
По случаю дороговизны увеличена пенсия: мне увеличено 10 рублей в месяц,
т. е. вместо 40 рублей 50 копеек, но с повышением пенсии, плата на жилую
площадь тоже повышается и я буду платить на 6 рублей более и так пенсия
повышена на 4 рубля, а цены на продукты питания не только возросли, но их
вовсе нет. Хлеб, так называемый белый, по 1-50 за кило, захватить трудно, серый
по 90 тоже не всегда бывает. Ржаной по 75 копеек ужасный; у нас на Юге его
вообще не умеют печь, а фабричная работа наливной — это комок глины, да
иногда кислый еще. К чаю приходится брать бублики по 26 копеек или франзоль,
которая до 1 рубля 4 копейки штука. Мясо 12 рублей кило, рыба по 3-20 судак за
кило; рыбы вообще нет, ее перестали продавать, а почему, никто не знает, молоко
2-50 литр, одним словом ужас и прибавка пенсии 4 рубля всего.


15 февраля
Какой ужас это «бесплатное лечение», врачи в сущности контролеры
прогулов, налетел, расспросил на скорых, больной дает ответы такие, чтобы
получить освобождение от работы, на завтра надо опять вызывать врача, иначе
он не придет, а кто будет ходить и вызывать так как обыкновенно в семье все
работают. Далее, в аптеках лекарств нет, а какие есть баснословно дороги, аптека
посуду не имеет. Врач не заинтересован в успехе лечения, а добросовестных, как
везде, редки. Да, наконец, они, завалены непосильными нагрузками: их
заставляют учить историю коммунистической партии, правила газовой атаки, но
никто не требует пополнять свои знания и следить за медицинской литературой.
Для больной жены приходится выписывать из Ростова лекарства, а так как и там
многого нет, то из Петербурга, хорошо еще, что это можно сделать через родных,
живем прямо в варварской стране.


4 мая
Прошли майские торжества. Обычные процессии, повторяющиеся из года в
год, одно только не повторяется — пьянство.
Каждый год оно растет: три дня пьют, пьют все, пьют грандиозно. Даже
учащиеся собираются вместе группами у кого-либо из товарищей, частенько с
девушками, конечно старших классов. В эти дни скорая помощь выбивается из
сил, потому что при огрубении нравов пьянство сопровождается поножовщиной,
пьяные мужья режут своих жен и любовниц, причем разницу теперь между
женою и любовницей установить почти невозможно. Приток в Таганрог разных
кавказцев, отличающихся горячностью, увеличивает расправу ножом. В Дубках
свободно продавалась водка; милиция изнемогающая в борьбе с необдуманностью
обратилась в городской совет воспретить это нарушение благочиния, но ее
просьба не была удовлетворена.


26 мая
Сейчас узнал о смерти Ариадны Иасоновны Чумаченко, урожденной Дуси
Блонской. Царствие небесное! Вечный покой! Я ее никогда не забывал, ежедневно
молился о ней и думаю молиться впредь о ее чистой, возвышенной и
благочестивой душе. Вечная память!
Ариадна Иасоновна Блонская, в замужестве Чумаченко


8 июня
...Вообще коммунизм начался и кончился с отобранием недвижимости, и
излишков у старой буржуазии, затем водворяется с каждым годом крепче
мещанство. Ссылки одни и те же на то, что писали Антон Павлович Чехов и
Александр Чехов — уже наскучили, но против них никто не смеет возразить,
потому что они закреплены авторитетами.
А в сущности, что обозначают эти отзывы: мальчики, переехавшие из
Таганрога в Москву, конечно, были поражены внешним превосходством столицы,
а потом Антон Павлович только проездом бывал в Таганроге, что же он мог знать
о жизни города. Александр Павлович тот дольше жил в Таганроге, но он жизни
интеллектуальной не знал, так как вращался среди собутыльников. Они не знали о
существовании поразительного количества благотворительных и просветительных
обществ в Таганроге, о целом ряде библиотек общественного пользования, о
посещении Таганрога знаменитостями в области искусства, как об этом пишет в
недавно вышедшей книге «Годы учения» профессор консерватории Петербурга
Майкопар, концертировавший по всей Европе и все-таки отдающий должное
старому Таганрогу.
А уж если мы перейдем к экономическому благоденствию Таганрога, то,
право получается сказка и когда нынешняя молодежь слышит об изобилии,
разнообразии и дешевизне продуктов, то не верит и называет это «сказкою». Так
пора бы оставить это самохвальство, напротив следует народившемуся обществу
сознавать свою материальную и культурную нищету и стремиться восстановить
былое благоденствие.


23 августа
Приезжал в Таганрог недели три тому назад писатель современник Лизин,
очевидно еврей, фамилия, конечно, придуманная. Теперешние писатели на
службе правительства, они пользуются покровительством властей,
командировками и всякими льготами и являются проводниками в обществе того,
что от них требует власть, если кто-либо из них в чем-либо провинился или не
сумел выполнить то, что надо было, то его без церемонии по шапке, несмотря на
прежние его услуги, так, например поступили, со сторонником советской поэзии
Демьяном Бедным.


12 октября
Вчера похоронили Верушу. Отец Владимир причащал ее и отпевал дома. С
какими страшными предосторожностями и опасением все это делалось.
Совершенно, как во времена гонений. Бокль говорит, что нравственное развитие
достигнув известного уровня, далее не идет, в противоположность умственному
оно неподвижно. Но оно идет назад и не может быть, что опять не будет
движения в смысле подъема.
Страдания моей дорогой Веруши кончились. Она просила смерти, будучи
годами прикованной к постели. Там, она уверена была глубоко, встретит своих
дочерей Теичку и Милечку. Боже! Как это невероятно, несомненно, будет. «Верую,
Господи, помоги моему неверию». А кругом, какие раздирающие душу сцены.
Петровская улица покрыта бродящими людьми, ищущими: чего-нибудь купить —
есть нечего. Кто-нибудь крикнет: там что-то дают сахар или колбасу, или мясо,
иногда для — жалости и вот эти бродячие люди как голодные собаки на зов
кухарки бегут со всех сторон, но, постояв час, другой с поникшей головой
расходятся. За все эти унижения человеческого достоинства должен ответить
проклятый коммунизм и его создатели, «отольются волкам овечьи слезы».
Военные заводы уже снабжаются из особых кооперативов. Правительство
боится забастовок на них и думает заткнуть им глотку сахаром; мукой, колбасой и
пр. за счет обывателя, у которого последнее отымут, чтобы накормить голодных
более нужных. У нас везде фигурирует название «рабоче-крестьянское»
следовательно, рабочие, как возглавляющие, должны больше других быть
«самоотверженными», но выходит, что «рабоче-крестьянское» не смогло дать
другим, а напротив отнять у других последнее. Стахановцы сели на плечи
рядовых рабочих, как кулаки у крестьян, а рядовые сели теперь на шею прочих
несчастных обывателей. Что будет дальше страшно подумать! Вероятно новые
чрезвычайные гонения на обывателя, он всегда бывает козлом отпущения;
жалкий беззащитный и ничтожный.


26 октября
Меня посещают по вечерам Анна Матвеевна и Надежда Николаевна,
заходят часто Оля Орешко и Раиса Константиновна, оказывают всякое внимание
— это необыкновенно добрые, приятные люди.


16 ноября
Продуктов все нет, и очереди продолжают расти, больше всего, конечно, за
сахаром. Вот какие вычисления сделал один местный обыватель: стоит в очереди,
по его подсчетам, конечно, точного подсчета сделать невозможно, взрослых 1000
человек и детей 400, простаивает взрослый в среднем 8 часов в су тки, а дети по
5 часов. Считая население 180.000 и количество рабочих часов не менее 8 (хотя и
считается 7), но, принимая во внимание сверхурочные, ударничество,
ликвидация прорывов, подарки к юбилейным дням и случайным, то выйдет почти
десять — то всего пропадает на очередях у взрослых 1000*8 = 8000 часов и детей
2000 часов плюс порча нравственности (нахальство, грубость, плутовство, чтобы
пробиться вперед). На очередях выработался свой язык. Каждый остановившийся
спрашивает: кто последний? Тот отвечает: «я». Присоединившийся говорит: «я за
вами», а потом спрашивает: «Что дают?». В слове «дают» звучит ирония. В Ростове
говорят: «Что выбрасывают?». Здесь звучит уже злой сарказм. В последнее время
протестуют, если кто спрашивает: «Кто последний?», считая этот вопрос
оскорбительным, а вводится: «Кто крайний».
В очереди большая нервозность: из-за всякого пустяка друг друга
оскорбляют, и часто дело до драки доходит. Наиболее сквернословят в очереди за
водкой, острят и шутят и даже тогда, когда не хватает водки, многие с поникшей
головой уходят и даже со слезами на глазах, но без ругани и с негодованием.
Часть из них идет в парфюмерный магазин, и покупает одеколон и тут же
распивают. Недавно в очереди за сахаром одна женщина разбила на голове парня
кувшин с молоком и окровавленного парня отвезла скорая помощь.


24 декабря
Сегодня выборы в 12 часов ко мне пришли два каких-то субъекта, чтобы
повести на выборы, а ведь можно прийти до 12 часов ночи. Не пойти на выборы
невозможно. Больному домой принесут. Голосование, конечно, предрешено. Ранее
хоть некоторая видимость закрытой баллотировки была. Можно было билетик с
именем кандидата вынуть из конверта и бросить в балотировочный ящик пустой
конверт. Очевидно, так и делали: своего кандидата нельзя было проводить, но,
опуская пустой конверт, можно было тем выразить протест; теперь же дают
билеты белый, голубой и красный. Один за городской совет, другой областной,
третий — районный.
Вы идете сквозь строй наблюдателей и, ни одного спрятать не можете до
самой урны и опускаете. Вот закрытое голосование.


26 декабря
...Мне хочется радоваться, что отошли к Господу Веруша и Милечка. Их уже
не терзает это политическое бесправие, и унижение. Я помню, Милечка говорила,
что она боится за себя, если падет тирания коммунизма, она не выдержит и
сойдет с ума от радости.
Тяжело на душе, только молитва поддерживает. Чем далее, тем тоска
увеличивается прошлое все шире встает и кажется таким дорогим и
незабываемым: хорошее потому, что его уже нет, а плохое потому, что в минуты
горя и несчастья рельефнее выделялись чудесные характеры и светлые чувства
моей жены, дочерей, моего отца и матери, и других родных и друзей.
Теперь меня мучает мысль, как сохранить мои записи, чтобы они могли
перейти к потомству и передать все, что пережил, чувствовал один из
страдальцев этого ужасного времени. Передать кому-нибудь боюсь, он может в
минуту опасности уничтожить, да я этим подвергаю его опасности. Д. И. Вин...
предлагал сын свои услуги, но он
не знаком с содержанием записок и дневника, а когда прочтет, как он отнесется.
Есть и другие лица, которые возьмут, если я попрошу, но можно ли надеяться, что
они исполнят. Ко всему этому у меня нет наследника, к которому после моей
смерти перейдет все мое имущество и оно может попасть в руки финотдела. После
смерти Веруши эта мысль меня мучает, и я не знаю, как выйти из этого
положения. Говорил с юристами, был у нотариуса — никто не удовлетворил меня.
Один сказал, что пересматривается закон о наследовании имущества после
смерти.


31 декабря
Завтра советский новый год. Магазины совершенно пустые. Даже водки нет
и папирос, , но что ужаснее всего нет
хлеба, большинство говорит, что хлеба нет потому, что у нас плановое хозяйство и
что Таганрог по плану свой хлеб съел, и что с 1 января хлеб будет. Я решительно
не допускаю ни такого тупоумия, ни такой жестокости. По улицам тащат елки.
Для чего и для кого? Елка имеет связь традиционную с рождественскими
праздниками, а без этих традиций — это обезьяничество безсмысленное да еще
теперь, когда к завтрашнему дню продают конфеты «поштучно» не более десяти
штук да простые мятные пряники. Неужели думают доставить детям
удовольствие, когда нацепят на елку стеклянные шарики и зажгут свечки, а
угостить нечем, даже сладким чаем, потому, что сахар — драгоценность, а хлеб
редкость. О, ужас, до чего довели богатую, обильную, сытую и гостеприимную
Россию. Да будут прокляты виновники горя голодных людей и осиротелых семей,
оставшихся без отцов, которые вспоминают о своих детях среди снегов и елок
Севера.
Tags: История, Таганрог, Филевский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Ковид бушует

    Сегодняшний день огорчил новыми рекордами. Новых заболевших по стране - 31 299, также рекорд и по умершим - 986 В Ростовской области взята новая…

  • ДМБ

    Голосование по отставке Андрея Лисицкого. Всё, на дембель)) Что сказать? Было достаточно претензий к работе главы администрации, что естественно.…

  • Перезагрузка в масштабах городка

    Завтра Андрей Лисицкий подаст заявление об отставке по собственному желанию, которое, конечно будет Думой принято. Кто же займёт его кресло?…

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments