skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Забытая революция наших бабушек

Листая виртуальные подшивки старых газет, часто натыкаешься на какие то сугубо бытовые вещи, подробности которых давно стёрты из памяти потомков. Но, очевидно, что бы прочувствовать пульс времени, окунуться а атмосферу, нужно изучать любые незначительные, бытовые подробности, характеризующие то или иное время...

На памяти нынешнего поколения 60-летних происходила брючная революция в СССР. Это когда отчаянные модницы под улюлюкание бабушек у подъездов, одевали штаны. Несомненно, в этом был элемент лицемерия, поскольку тысячи и тысячи советских женщин трудились на стройках народного хозяйства, асфальтировали дороги, укладывали рельсы в ватных штанах и в ватных телогрейках. Но, в свободное от работы время они не должны были одевать на себя ничего похожего по форме)

Я не застал то время, разве что отдалённые отголоски. Во времена моих первых детских впечатлений об окружающем мире, женщина в брюках уже не была изгоем, но была осуждаема старшим поколением. Косые взгляды, цокание языком...

Но, интересно то, что подобная нетерпимость была характерна не только для советских людей. Ровно сто лет назад кипели просто вулканические страсти по поводу новой женской моды на шаровары.
Это выдержки из газет того времени, и только за один, 1911 год. Прочувствуйте сами!))

14 (01) мая 1911 года

Jupe-culotte в Летнем саду

Вчера в Летнем саду произошел следующий небезынтересный случай.
Весенне-настроенная публика мирно прогуливалась под звуки военного оркестра, как вдруг ее внимание было привлечено появлением дамы в jupe-culotte (юбка-шаровары).
Молодая, не лишенная привлекательности особа в красивом темно-синем костюме, резкой мужской походкой прошла по боковой аллее.
Мгновенно вокруг нее собралась громадная толпа, преимущественно подростков, и с шиканьем и гвалтом устроила шумную демонстрацию. Мальчишки прыгали около дамы: Отдай мои штаны! Отдай мои штаны!... дружно кричали они.
Растерявшаяся и густо–покрасневшая она быстро направилась к выходу и, вскочив в поджидавший ее автомобиль, умчалась преследуемая насмешками юных противников слишком революционной моды.






31 (18) марта 1911 года

ЭСКИЗЫ И КРОКИ
***
На последнем экзаменационном спектакле в Александринском театре, распространился слух, что в публике гуляет дама в модных «шароварах»... Слово: «шаровары» пробежало как электрический ток через весь театр и все засуетились...
Артисты, театральные чиновники, капельдинеры – все стали жадно искать глазами виновницу скандала и смотреть в ноги каждой встречной даме...
Поиски, однако, не дали никаких результатов.
Говорят, что дама в шароварах сконфузилась и поспешила уехать из театра.



06 марта (21 февраля) 1911 года

Инцидент с модницей
Вчера москвичи впервые увидали последний крик парижской моды: юбку-шаровары, которую демонстрировала одна из наших модниц.
Чудный солнечный день собрал на Кузнецком Мосту много гуляющей публики. Преобладала молодежь.
Около трех часов всеобщее внимание привлекла молодая дама в «панталонах», направлявшаяся от Неглинного проезда вверх по Кузнецкому Мосту. Тотчас же ее окружила тесным кольцом толпа любопытных, среди которых было не мало представительниц прекрасного пола.
Насмешки и иронически замечания заставили последнюю искать спасения на первом попавшемся извозчике.
Модница оказалась одной из представительниц московской плутократию Шаровары она привезла из Парижа.
Этот эксцентричный туалет, который уже успел приобрести себе столько поклонниц и врагов, до колен представляет из себя обычную юбку, а внизу – широкие шаровары на вздержке у верха каждого башмака.
Найдет ли этот модный костюм более храбрых поклонниц – покажет недалекое будущее.




27 (14) марта 1911 года


В защиту шаровар
(Письмо в редакцию)

Милостивый государь
Г. редактор!
Не откажите поместить в вашей уважаемой газете мое, может быть, странное и своеобразное заявление. Дело в том, что в газетах появилась заметка о москвичке в шароварах на Петровке и Кузнецком мосту. Это была я - действительно в шароварах и в вязаном белом сачке, но не в плюшевом, как было указано, а в белом жакете. И вовсе я не была принуждена сесть на извозчика, чтобы бежать от толпы. Действительно, были насмешки и остроты по моему адресу, но так как я нахожу эту моду очень удобной для хотьбы и в то же время достаточно изящной и женственной, я рекомендовала бы ее малодушным москвичкам: не обращайте внимания на остроты мужчин, а, сшив шаровары, убедитесь в их превосходстве над традиционной юбкой.
С почтением
Артистка театра «Шантеклер»
Лолита.


13 марта (28 февраля) 1911 год

Juppe-culotte в Москве

Революционная парижская мода победоносно вступила в Москву. Вчера на Петровке появилась первая москвичка в «шароварах». На ней были черные «шаровары» и белая длинная жакетка из плюша. Революционерка моды храбро пробиралась сквозь строй острот, насмешливых улыбок и взглядов гуляющей публики. Проявлений возмущений у нас не наблюдалось.
В настоящее время в Москве идет скрытая борьба за новую моду. Известные московские портные привезли из Парижа модели новой моды. Среди покупательниц эти модели пользуются большим успехом. [...]



12 марта (27 февраля) 1911 года

Бунт из-за юбок
Из Вены телеграфируют: вчера одновременно в Вене, Праге и Будапеште появились на бульварах дамы, одетые в новомодные юбки-шаровары. Во всех трех городах произошел при этом громадный скандал. В Вене на Кретнер–штрассе движение было прекращено в продолжение целого часа. Во всех трех городах должна была сбежаться полиция, чтоб спасти последовательниц новой моды от разъяренной толпы.


12 марта (27 февраля) 1911 года

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Шароварная мода породила целую политику в французской печати. Известный Анри Рошфор написал горячую, патриотическую статью, в которой громит художников и портных за то, что они насаждают в Париже азиатскую моду.
Маститый журналист возмущен тем, что изящные француженки, служившие всегда предметом зависти для женщин всего мира, унижаются до того, что подражают каким-то турчанкам.
- Я уверен, что культурная страна не даст себя поработить азиатам! - восклицает в пылу шароварного азарта когда-то известный политический деятель и оратор.
В свою очередь, какая-то защитница шаровар, довольно остроумно парирует удары врага женщин в панталонах.
- Шаровары – это месть мужчинам, которые связали нам ноги узкими юбками, а сами в это время наслаждаются всеми благами жизни. Теперь пришла наша очередь бегать по бульварам и искать приключений!



08 марта (23 февраля) 1911 года

ЭСКИЗЫ И КРОКИ

Откуда возникла в Париже мода на платья-шаровары?
Оказывается, ее создали мы, русские! В одной из французских газет напечатано интервью с известным парижским дамским портным, где он говорит, что «вдохновителем» этой моды является художник Бакст со своим прошлогодним балетом «Шехеразада», где русские танцовщицы появились в шароварах.
Я посмотрел журнал «Comedia illustre», где были помещены снимки с русских артистов в балете «Шехеразда», и действительно нашел большое сходство с нынешними модными юбками.
Итак русские вводят в Париже уже вторую моду, если вспомнить прошлогодние шляпы в стиле нашего деревенского «повойника»...




05 марта (20 февраля) 1911 года


За границей.
Телеграммы нашихъ корреспондентовъ.
Против юбок-шаровар
БУДАПЕШТ, 19,II-4,III. Вчера в оперном театре две дамы, нарядившиеся по последней моде в юбки-шаровары, были встречены публикой бранью и насмешками. Скандал длился полчаса, пока режиссер со сцены не попросил дам удалиться. На улице полиции пришлось защищать их от толпы.



24 (11) февраля 1911 года

ЮБКА-ШАРОВАРЫ НА СЦЕНЕ «ФРАНЦУЗСКОЙ КОМЕДИИ»

Полускандал разыгрался на генеральной репетиции новой пьесы в театре «Французской комедии» в Париже.
Артистка Прово появилась на сцене в пропагандируемых теперь портными Парижа шароварах.
Спереди шаровары ее еще были замаскированы туникой. Но когда артистка повернулась спиной к зрительному залу, публика ахнула. Пронесся гул негодования:
- Она в шароварах!!!
В особенности были шокированы жены разных видных государственных деятелей, присутствовавших на генеральной репетиции.
Результатом протеста женской половины публики, протеста «толстых дам», как острят газеты Парижа, был крупный разговор дирекции с артисткой.
Результат - плачевный для юбки-шаровар, на первом представлении той-же пьесы г-жа Прово выступила уже в обыкновенном «скромном» платье. Дирекция нашла, что юбка-шаровары противоречат традициям «французской комедии»...




23 (10) февраля 1911 года

НОВОСТИ ДАМСКОГО ДНЯ

Шаровары победно завоевывают область дамских мод. Из одной крайности парижские портные бросаются в другую. На смену узких юбок, мешавших модницам ходит, парижские портные придумали платье-шаровары, которое дает возможность дамам бегать хоть в запуски.
Впрочем первые модели новой моды являются шароварами маскированными. Вот, например, модель платья где наличность шаровар обнаруживается лишь когда дама начинает шагать, когда же модница стоит, то платье имеет обычный вид, не напоминающий шаровары гаремных невольниц.



04 марта (20 февраля) 1912 года

Штраф за юбку-шаровары.
ДРЕЗДЕН. 9. II. (По телеграфу от нашего специального корреспондента). Судья приговорил кельнершу Эльзу Ломгар и владельца ресторана, в котором она служила, Рудольфа Тоненера каждого к пятидесяти маркам штрафа за то, что Эльза Ломгар носила в ресторане бывшую так недавно модной юбку-шаровары.



12 июня (30 мая) 1911 года

Прототип jupe-culottes.
Еще о юбках-шароварах. Наши дамы и думать не смели, когда их уже носили... работницы на рыбных промыслах в Астрахани. Работницы эти занимаются засолкой рыбы, для чего им приходится сидеть верхом на пропитанной солью скамье. Профессиональная приспособляемость, естественно, подсказала для защиты и для большего удобства шаровары. Наш рисунок и изображает одну из таких «модниц», которых в Астрахани целая артель.




05 июня (23 мая) 1911 года

Страничка мод.

Как мы и предсказывали, шароварная мода укрепляется и в Москве. И – кто знает – не шаг ли это к давно желанной реформе женского туалета, так далекого от самых элементарных правил гигиены?
В садах «Эрмитаж» и «Аквариум» шаровары мелькают все чаще и чаще. Глаз начинает привыкать к ним.
«Сенсации» они уже не производят. Правда, шароварную идею москвички проводят очень робко.
Наиболее частый тип – шаровары, замаскированные двумя туниками или юбкой с разрезами.
Иной раз присутствие шаровар приходится констатировать лишь с большим напряжением зрительных нервов.
Но... «все-таки она вертится»... Все-таки это - шаровары.



29 (16) мая 1911 года

Страничка мод.

В очень красивой юбке-шароварах выступила в «Эрмитаже» в оперетке «Веселые миллионеры» г-жа Дмитриева.
Такие шаровары не шокируют. Они не отнимают женственности, «прелесть робкую движений».
Шаровары, демонстрировавшиеся г-жей Мессаль на той же сцене, были богаче, но как-то резче, оскорбительней.
Юбка-шаровары г-жи Дмитриевой мягче, не так подчеркнуты. Правда это не модель, а подражание.
На выставка у Пуаре в Париже весной было так много таких «jupe-culotte» фасона «Zouave» из пестрого фуляра, шифона и яркожелтого либерти с серебряной бахромой.
Но у нас их впервые одела г-жа Дмитриева.
И... победила многих врагов экстравагантной моды.



15 (02) мая 1911 года

Страничка мод

Несмотря на заверения двух московских портних, что с юбками-шароварами кончено, что эта мода ликвидирована и в Париже, а в Москве и не прививалась, могу со слов представителя крупной парижской модной фирмы, гостящего сейчас в Москве, сообщить следующее.
Jupe culotte все чаще и чаще мелькают на парижских дамах, и глаза парижанина совсем привык к ним, освоился, как еще очень недавно с узкими юбками с перехватами.
И действительно, в моделях Пуаре и Бешоф-Давида нет ничего шокирующего, юбки-шаровары даже женственны.
Долго ратовавшая против шаровар фирма сестер Калло и пропагандировавшие юбки с продольными разрезами - и те сдались и на выставке весенних моделей выставили целый ассортимент юбок-шаровар.
Раз есть спрос, приходиться поступаться «убеждениями».
Ничего не поделаешь.
Единственная фирма, твердо отстаивающая занятую против шаровар позицию, это m-me Paquin.
«Консерваторы» в моде, представители старых добрых вкусов и традиций Ворт и Дусе - и те дали ряд прелестных моделей юбок-шаровар.
Кстати, маленькая «историческая» справка.
Инициатором «jupe culotte» является Пуаре.
Ему были заказаны костюмы для одноактной вещицы из восточной жизни в «Theatre des Arts».
Работая над ними, Пуаре решил пустить модели в общий оборот. И создал моду.
Прелестные шаровары восточного типа носит в оперетке «Иветта» гастролирующая сейчас в московском «Эрмитаже» г-жа Мессаль.
Это, можно сказать, первые «серьезные» шаровары в Москве.



http://starosti.ru/



Tags: История
Subscribe

  • Удар по пацифистам

    На самом деле так и есть. Шендерович, Артемий Троицкий... не счесть забаненных. Мне, конечно, лестно, но... досадно, что этот алгоритм освоила…

  • Совесть буксует

    Сегодня по ТВ, Россия-1 Ведущий говорит: "Многие страны Европы вынуждены объявить локдаун, ужесточить карантинные меры. Это и понятно, ведь…

  • Грусть-тоска

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, я всё больше и больше осознаю, что страна погружается в чёрно-коричневую пучину…

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment