skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Война 1812 года (1)

Карикатура времен наполеоновских войн была настолько распространенным явлением, что по ней тоже можно чуть ли не выстраивать хронологию событий. Но вот стилистика в разных странах была при этом очень  разной.

Начнем с Англии. Во-первых, по хронологии – именно здесь антинаполеоновские карикатуры появились раньше, чем в прочих странах. Это как раз понятно: отношения Наполеона с Британией были изначально напряженными.  А во-вторых, только здесь они достигали такой степени гротеска.



Эта работа - встреча галльского петуха и британского льва – 1803 года. Как и следующая: тут уже международная дипломатия. Русский медведь пытается посредничать между быком (мы помним еще одно прозвище англичан - Джон Буль) и обезьяной, в которой по знаменитой треуголке можно распознать Наполеона. Кто тут союзник, а кто враг – считывается однозначно.

1808 год: «Испанский бой быков». Автор – фактический основатель, еще с 1798 года, антинаполеоновской карикатуры Томас Гилрей. А за этим сюжетом – неудачи французской военной кампании в Испании. (Кстати, в роли зрителей – тогдашние европейские монархи. А на других, поверженных быках – этикетки: датская говядина, прусская говядина… Вообще детали – и визуальные, и текстовые – тут очень важны.)

Ну, и год 1813. Еще не конец кампании, но в карикатурах – уже бегство Наполеона во всех видах.

В России антинаполеоновская карикатура возникает попозже, нежели у британцев. Несмотря на лубочность стилистики, это в основном вовсе не народное творчество: тут трудятся выпускники Академии художеств. Вот, к примеру, достаточно неожиданный Венецианов со сценами изгнания из Москвы французских модисток и актеров: «Мадамовъ изъ Москвы вить выгнали».

Еще активнее работал в карикатуре художник Иван Теребенев – позже его гравюры переиздавались сборниками в несколько десятков листов.

Зачастую в основе сюжетов оказывались публикации в печати, особенно журнале «Сын отечества». Как вот эта история о французах, бежавших из деревни, где кто-то произнес слово «коза» - в безобидном названии домашней скотины им послышались «казаки».

И конечно, с особым удовольствием отображалась в карикатурах тема военных неудач и отступления Наполеона из России.

Карикатура немецкая существует в гораздо меньшем объеме – что понятно, поскольку самостоятельное существование почти всех немецких государств Наполеон прекратил. Да и вообще карикатурами эти работы назвать – особенно в сравнении с английской и русской – сложно: скорее этот иллюстрации к событиям. Вот встреча в Тильзите, 1807 год.

А вот и возобновление жанра, начиная с 1813 года. Наполеон на Эльбе. 

И Ватерлоо.

Но интересно, что есть и французская антинаполеоновская карикатура. По понятным причинам,  возникает она не раньше 1814 года. И надо признать, что никто из художников, в свое время приближенных к императору, в ней не замечен.

Попытка удержать пространство от Испании до России (обозначены характерной архитектурой справа и слева). А сзади уже маячит Фонтенбло – место отречения.

На острове Эльба.

И вновь Ватерлоо и окончательное поражение.

  http://www.diletant.ru/blogs/2154/3077/


Tags: История
Subscribe

  • Удар по пацифистам

    На самом деле так и есть. Шендерович, Артемий Троицкий... не счесть забаненных. Мне, конечно, лестно, но... досадно, что этот алгоритм освоила…

  • Совесть буксует

    Сегодня по ТВ, Россия-1 Ведущий говорит: "Многие страны Европы вынуждены объявить локдаун, ужесточить карантинные меры. Это и понятно, ведь…

  • Грусть-тоска

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, я всё больше и больше осознаю, что страна погружается в чёрно-коричневую пучину…

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment