skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Греческая церковь в Таганроге

Таганрог бурно развивался на рубеже XVIII и XIX веков, это был далеко не типичный русский город, скорее он походил на средиземноморские городки, населённые разными народами - здесь были и греки, и итальянцы и англичане.
Поэтому и росли как грибы после дождя храмы всех конфессий.
Ещё в конце 1700-х годов в городе была деревянная Троицкая церковь и деревянная греческая церковь, но уже в начале следующего века в Таганроге появился католическая церковь, началось строительства православного собора, а на месте деревянной греческой церкви было решено возвести большой каменный храм.
Все работы был готов оплатить Иван Андреевич Варваци, но греческая диаспора была так велика и состоятельна, и кроме того, государство дополнительно выделило на это средства, поэтому решили обойтись без денег старого пирата (который позже сам построил храм на площади, позже названной банковской)
Новая греческая церковь получилась на славу - с заострённым шпилем по типу петербургских и европейских храмов, и стала она настоящим украшением Таганрога.




К сожалению, довольно часто колокольня смотрится инородно, "прилеплено" к основному массиву здания, так случилось, например, с Успенским собором.
Так вот, Греческая церковь в этом отношении представляет собою обратный пример - цельная,гармоничная, красивая.
По словам П.П.Филевского «она была украшена колоннами: иконостас, хоры и всюду по церкви.Эти колонны были пропорциональны, всевозможных размеров, белые с золотыми капителями.
Были две большие иконы — святого Христофора чистейшего византийского письма и Георгия Победоносца в громадных рамах в стиле рококо великолепной работы. А так же колокол небольшой, но приятный по звуку. Этим колоколом наслаждалась царица Елизавета Алексеевна, сидя у открытого окна в чудесные осенние дни»

На старинном рисунке мы видим характерный шпиль Греческой церкви недалеко от дворца Императора Александра.
Вообще, на долгие годы морской фасад Таганрога невозможно было представить без этого великолепного силуэта...
В 1918 году каждый день посещал службу Антон Иванович Деникин, ставка которого располагалась рядом.
Но всё хорошее когда-то заканчивается(
При установлении Советской власти для верующих настали тяжелыевремена. Как и в других храмах, из Цареконстантиновской церкви изъяли серебряные ризы с иконами — 46 штук, серебряные лампады — 18 штук,семнадцать бриллиантов, шесть алмазов, один изумруд и золотые изделия в количестве 37 золотников.Шли тридцатые годы и церкви методично, по одной, закрывали. Начали разрушать Петропавловскую и Митрофаниевскую и скопление верующих у оставшихся храмов, особенно в Пасхальные дни, собирало большие толпы людей.
Павел Петрович Филевский писал: «В Константино-Еленинскую церковь в1936 году на Пасху я не мог попасть и не только войти, но и дойти до нее. Народ вплотную занимал ограду и прилегающий тротуар. В конце заутрени явились душ 50 комсомольцев, как их называли, стали у входа и не выпускали из церкви,вышел староста и уговаривал их уйти, но они ушли только тогда, когда насладились паникой, которую они произвели. Народ был убежден, что они были подосланы милицией для скандала и издевательства. Я этого не допускаю,обвиняли когда-то полицию, что она устраивала еврейские погромы. Как то, так и другое была ложь. Это просто одичание, которое давно наблюдается в массах».

16 июня 1938 года церковь все-таки закрыли, и через три месяца, 16 сентября, началась ее разборка. Долго еще жители видели полуразрушенную колокольню, пока наконец в 1956 году на ее месте не выстроили многоэтажный дом.



















Tags: История. Таганрог
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments