skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Московский дневник, замоскворецкие храмы



Мимо этой церкви пройти, не обратив на неё внимание, невозможно.
Она притягивает, она приковывает взгляд и не отпускает всякого, идущего по Большой Ордынке






Это церковь иконы Всех скорбящих радость, одна их тех, на купола которой я любовался, глядя из окна дома, в котором проживал. И дело здесь не в экзальтированной религиозности, а том эстетическом наслаждении, которое бывает, когда любуешься на прекрасные произведения талантливых архитекторов...







Место это, что называется, намоленное. Деревянная церковь здесь стояла ещё в XVI веке.
Каменную построили в 1680-х годах.
А спустя 100 лет, уже в 1780-х годах через дорогу от церкви жил богатый купец Афанасий Долгов.
Имение Долговых сохранилось до наших дней...
Так вот, на средства Долговых была выстроена новая колокольня и трапезная


На фото - дом Долговых






А строил эту церковь гениальный архитектор Василий Баженов, который, кстати, приходился зятем Афанасию Долгову.
Церковь приобрела черты классицизма: стены трапезной украсились четырехколонными ионическими портиками и выразительными рисунками оконных решеток в виде кругов и овалов. Трапезная и колокольня были пристроены к храму 1683 года по осевой схеме.
Колокольня Баженова – настоящая жемчужина архитектуры XVIII века. Линии ее мягко и плавно движутся вверх, а пилястры и коринфские колонны немного отягощают строение, что создает эффект зависания над землей. Этому способствуют и слегка уменьшающиеся по диаметру ярусы. Балюстрада колокольни придает ей большую выразительность.







Храм довольно сильно пострадал от пожара 1812 года, но уже в начале 1830-х годов был восстановлен, причём сделал это на пожертвования сыновей Афанасия Долгова и семьи Куманиных знаменитый Осип Бове.
Бове сделал основной объем церкви ротондой с повышенным куполом, полукруглыми окнами, изысканным ионическим портиком и лепным фризом, окаймляющим ротонду по всему периметру. Декоративное украшение оконных проемов повторяет орнамент фриза. Полусферу массивного, опирающегося на целых двенадцать внутренних колонн купола с окнами, направленными на четыре стороны света, венчает цилиндрический барабан. Роспись купола ротонды исполнил итальянский художник Домиано Скотти.







Нужно отдать должное Бове, который бережно сохранил все уцелевшие элементы баженовской постройки и сделал все, чтобы ампирные украшения ротонды гармонично сочетались с более строгими и мягкими трапезной и колокольней Баженова.







Бове принадлежало и внутреннее убранство. В ротонде сохранился первоначальный иконостас в виде триумфальной арки и огромная розетка чугунного пола.





В 1933 году богослужения в Скорбященской церкви прекратились, но сама она сохранила свои интерьеры, перейдя в ведение Третьяковской галереи. После же войны, в 1948 году, храм был снова открыт и более уже не закрывался.
Правда, в 1961 году, на фоне новой волны богоборчества, по просьбам жильцов дома в Лаврушинском переулке, были сняты с колокольни колокола...





О внутреннем убранстве храма нужно сказать особо. Здесь работали известные художники, Левицкий, Боровиковский.
С одной из картин, висевших когда-то в церкви, связана интересная история. Речь идет о работе Яна Мостарта «Се человек», подаренной храму жившими по соседству купцами Куманиными.

Картина в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду.
Возле нее всегда горели свечи, потому что наблюдать необычное для русского глаза явление люди приходили и днем, и вечером. В одном из очерков XIX века, посвященных Скорбященской церкви, можно прочитать: «Редко не видно толпы народа перед картиною, изображающей Спасителя перед судом Пилата. Какая необыкновенная живость! Как много говорит одна слеза, текущая из очей Спасителя! Эта картина – работа знаменитого Альбрехта Дюрера».

Раньше считалось, что полотно кисти Дюрера, и лишь в 1920-х годах, после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

Для русской церкви это уникальный случай – чтобы картина западного художника висела в храме, да еще и почиталась как икона.





Бывала в этом храме и А.А. Ахматова, жившая долгие годы в доме напротив, в бывшем имении Куманиных, где в этот раз остановился и я, и которую в 1966 году отпевали именно в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Из всех московских храмов Скорбященский был для Анны Андреевны самым любимым.

На самом деле внутри этого храма какая-то совершенно особенная, торжественно-камерная атмосфера. Без толчеи и суеты...







Кстати, служит настоятелем в этом храме отец Илларион Алфеев, которого часто можно видеть по телевизору, он известный богослов и возглавляет отдел внешних связей (своего рода МИД) Московской патриархии.

Небольшой видеоролик




Tags: Личное, Москва, Путешествия
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments