?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Мимо этой церкви пройти, не обратив на неё внимание, невозможно.
Она притягивает, она приковывает взгляд и не отпускает всякого, идущего по Большой Ордынке






Это церковь иконы Всех скорбящих радость, одна их тех, на купола которой я любовался, глядя из окна дома, в котором проживал. И дело здесь не в экзальтированной религиозности, а том эстетическом наслаждении, которое бывает, когда любуешься на прекрасные произведения талантливых архитекторов...







Место это, что называется, намоленное. Деревянная церковь здесь стояла ещё в XVI веке.
Каменную построили в 1680-х годах.
А спустя 100 лет, уже в 1780-х годах через дорогу от церкви жил богатый купец Афанасий Долгов.
Имение Долговых сохранилось до наших дней...
Так вот, на средства Долговых была выстроена новая колокольня и трапезная


На фото - дом Долговых






А строил эту церковь гениальный архитектор Василий Баженов, который, кстати, приходился зятем Афанасию Долгову.
Церковь приобрела черты классицизма: стены трапезной украсились четырехколонными ионическими портиками и выразительными рисунками оконных решеток в виде кругов и овалов. Трапезная и колокольня были пристроены к храму 1683 года по осевой схеме.
Колокольня Баженова – настоящая жемчужина архитектуры XVIII века. Линии ее мягко и плавно движутся вверх, а пилястры и коринфские колонны немного отягощают строение, что создает эффект зависания над землей. Этому способствуют и слегка уменьшающиеся по диаметру ярусы. Балюстрада колокольни придает ей большую выразительность.







Храм довольно сильно пострадал от пожара 1812 года, но уже в начале 1830-х годов был восстановлен, причём сделал это на пожертвования сыновей Афанасия Долгова и семьи Куманиных знаменитый Осип Бове.
Бове сделал основной объем церкви ротондой с повышенным куполом, полукруглыми окнами, изысканным ионическим портиком и лепным фризом, окаймляющим ротонду по всему периметру. Декоративное украшение оконных проемов повторяет орнамент фриза. Полусферу массивного, опирающегося на целых двенадцать внутренних колонн купола с окнами, направленными на четыре стороны света, венчает цилиндрический барабан. Роспись купола ротонды исполнил итальянский художник Домиано Скотти.







Нужно отдать должное Бове, который бережно сохранил все уцелевшие элементы баженовской постройки и сделал все, чтобы ампирные украшения ротонды гармонично сочетались с более строгими и мягкими трапезной и колокольней Баженова.







Бове принадлежало и внутреннее убранство. В ротонде сохранился первоначальный иконостас в виде триумфальной арки и огромная розетка чугунного пола.





В 1933 году богослужения в Скорбященской церкви прекратились, но сама она сохранила свои интерьеры, перейдя в ведение Третьяковской галереи. После же войны, в 1948 году, храм был снова открыт и более уже не закрывался.
Правда, в 1961 году, на фоне новой волны богоборчества, по просьбам жильцов дома в Лаврушинском переулке, были сняты с колокольни колокола...





О внутреннем убранстве храма нужно сказать особо. Здесь работали известные художники, Левицкий, Боровиковский.
С одной из картин, висевших когда-то в церкви, связана интересная история. Речь идет о работе Яна Мостарта «Се человек», подаренной храму жившими по соседству купцами Куманиными.

Картина в строгой ампирной раме находилась в правой ячейке стеклянной перегородки, разделяющей трапезную и ротонду.
Возле нее всегда горели свечи, потому что наблюдать необычное для русского глаза явление люди приходили и днем, и вечером. В одном из очерков XIX века, посвященных Скорбященской церкви, можно прочитать: «Редко не видно толпы народа перед картиною, изображающей Спасителя перед судом Пилата. Какая необыкновенная живость! Как много говорит одна слеза, текущая из очей Спасителя! Эта картина – работа знаменитого Альбрехта Дюрера».

Раньше считалось, что полотно кисти Дюрера, и лишь в 1920-х годах, после того как оно попало в Музей изобразительных искусств на Волхонке, было определено авторство Мостарта.

Для русской церкви это уникальный случай – чтобы картина западного художника висела в храме, да еще и почиталась как икона.





Бывала в этом храме и А.А. Ахматова, жившая долгие годы в доме напротив, в бывшем имении Куманиных, где в этот раз остановился и я, и которую в 1966 году отпевали именно в храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость. Из всех московских храмов Скорбященский был для Анны Андреевны самым любимым.

На самом деле внутри этого храма какая-то совершенно особенная, торжественно-камерная атмосфера. Без толчеи и суеты...







Кстати, служит настоятелем в этом храме отец Илларион Алфеев, которого часто можно видеть по телевизору, он известный богослов и возглавляет отдел внешних связей (своего рода МИД) Московской патриархии.

Небольшой видеоролик




Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
livejournal
Apr. 13th, 2019 10:35 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
abmtm001
Apr. 14th, 2019 06:56 am (UTC)
Всё таки приятно читать ваш блог. Вроде и путешествие не бог весть какое, но читается с удовольствием.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner