skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Легендарный мотоцикл из Таганрога

В Таганроге, в непосредственной близости от главной проходной Автозавода ТагАЗ, бывшего комбайнового, до сих пор возвышается на постаменте гордость комбайностроителей советского периода - комбайн "Колос"

0_ab6d6_79ed2147_XL

Очевидно, он заслуживал этого, но мне, школьнику 70-х, было абсолютно не понятно, почему на этом постаменте нашлось место уродцу-кораблю полей, но не нашлось места красивейшему мотоциклу, которым я любовался в местном Краеведческом музее))
Спустя десятилетия я могу задаться тем же вопросом - легендарный мотоцикл "ТИЗ-АМ-600" заслуживает постамент ничуть не меньше комбайна "Колос"

tiz_am600

ТИЗ АМ-600, которые выпускал Таганрогский инструментальный завод №65 имени Сталина, - пожалуй, самые совершенные среди всех довоенных мотоциклов советского производства. История их создания типична для того периода мотопрома. После отказа от производства мотоциклов на Харьковском автосборочном заводе в Таганрог передали документацию по тамошнему 3М-375. Но одновременно завод получил задание адаптировать к условиям советских дорог зарубежный прототип - английский мотоцикл BSA модели «Sloper» с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем и четырёхступенчатой коробкой передач. Для этого создали группу разработчиков во главе с инженером Я.В. Когановым. (Вот тоже примета времени - как Коган превращается в Коганова)))

history_tiz

Первые пять опытных образцов построены в первой половине 1936 года. А в мае того же года эту модель - по заводской документации ТИЗ-1 - утвердили в производство. Несмотря на то, что АМ-600 внешне очень напоминал прототип BSA, конструктивно сильно отличался - в основном из-за усиления ходовой части и упрощения в целом.
В целом ТИЗ АМ-600 был добротной конструкцией в духе английской школы мотоциклостроения.
Это был период широкой модернизации Красной Армии, идею создания боевых мото-частей активно продвигал Иона Якир и Тухачевский.

41m72_vvk

Ворошилов назвал эту идею вредительской теорией замены лошади машиной. В следующем году главный проводник этой идеи маршал Тухачевский 10 мая 1937 года был снят с поста первого заместителя наркома обороны и переведён на должность командующего войсками Приволжского военного округа. Уже 22 мая он был арестован в Куйбышеве, 24 мая перевезён в Москву. В этот же день в Москву был вызван Якир. Думая, что его назначают на должность Тухачевского, он взял с собой и повара, и парикмахера, и мебель, и библиотеку. Однако как только его эшелон пересек границу с Украиной, в поезд ворвались энкавэдэшники и, перестреляв охрану, арестовали командарма.

И Якир, и Тухачевский, а вместе с ними Корк, Путна, Фельдман и Эйдеман 7 июня предстали перед судом по делу антисоветской троцкистской военной организации, 11 июня 23 часа 35 минут был оглашён приговор — всех восьмерых приговорили к смертной казни. Сразу же после этого, ночью 12 июня Тухачевский и остальные обвиняемые были расстреляны в здании Военной коллегии Верховного суда СССР.

У идеи мотопулеметчиков не осталось ни одного приверженца. Однако мотоцикл выпускать не прекратили. И как оказалось, не зря!

tiz60014

Рассказывает Андрея Афанасьевича Егоров, в 1941 году лейтенант НКВД, командир диверсионной группы:

Для работы моей группы мотоциклы были просто необходимы - например, пробраться по заброшенной лесной дороге на машине нереально, а мотоциклы, бывало, протаскивали на руках, да и скорость на грунтовке можно было держать высокую, если не обращать внимания на жуткую тряску.

11-02-03

В моей группе из техники была полуторка с радиостанцией и бочкой бензина, четыре мотоцикла "ТИЗ" и один трофейный (по фото был приблизительно опознан Zundapp-KS600 - авт.), каждый с Дегтярёвым на коляске. Такая оснащённость позволяла за короткий срок обследовать большую территорию. Водителем на моём "ТИЗе" был сержант Сергей Наймушин откуда-то из-под Таганрога. До армии он успел поработать на заводе и с гордостью говорил: "Раньше мы с отцом такие машины собирали, а теперь я на них воюю". Как-то на комсомольском собрании мы написали и отправили в Таганрог на завод письмо-благодарность труженикам тыла, к которому наши водители приложили от себя листок с пожеланиями по улучшению конструкции. Собственно откуда я и узнал подробности о мотоцикле (мне, как человеку, в технике довольно слабо разбирающемуся, безразлично было её происхождение, лишь бы ездила). Наши мотоциклы здорово бегали по шоссе и укатанным грунтовкам, а вот по плохим дорогам легче шёл немец. Доходило до курьёза - его водитель Роман старался отставать от "наших", чтоб не показать преимущество вражеской машины - в период отступления хоть и незначительный, но деморализующий фактор.

11-02-04

11-02-05

Как бы то ни было, до появления М-72, предтечи "Урала" и клона немецкого БМВ, таганрогский ТИЗ был безусловно лучшим мотоциклом в СССР.

4a62a9cb66001abc05a1774df4d3c301

6556a425f4da46b172f63b506d014c2b

Советский мотоциклист изучает карту. На переднем плане виден советский мотоцикл марки ТИЗ АМ-600 (Таганрогский инструментальный завод, 600-кубовый двигатель). Слева виден рычаг четырехступенчатой коробки передач.
В начале 40-х годов это был самый мощный (16,5 л.с.) отечественный мотоцикл. ТИЗ широко использовался в подразделениях разведчиков, связистов, военных регулировщиков движения. На нем, единственном из советских мотоциклов, пулемет Дегтярева устанавливался прямо на руле

1506

Перед самой войной военное руководство страны опомнилось - нужно было наращивать производство

фото 6

Тиз_АМ600

Немцы с большим вниманием относились к военной моторехнике. На фото Ганс с интересом рассматривает разбомбленную мототехнику, где в центре угадывается ТИЗ АМ-600

201s6m2

Его сразу можно узнать по бензобаку...

14

А на уцелевших образцах немцы не чурались идти в наступление. На фото солдаты вермахта на таганрогском трофейном ТИЗе. На втором плане немецкий грузовик Крупп Протце.

Немецкие солдаты на трофейном советском мотоцикле ТИЗ АМ-600 на лесной дороге. На втором плане  немецкий грузовик Крупп Протце Krupp Protze

ТИЗ на дорогах войны...

big

fa15275a08d0be55f74cb6b97d4

index.php

Wojna_Zimowa_1939-1940-39

В конце 1943 г. двухтактные отечественные мотоциклы и ТИЗ-АМ-600 на БТРЗ № 20 перестали поступать. Вместо них привозили упакованные в ящики американские мотоциклы Harley-Davidson, получаемые по лендлизу. Качество упаковки восхищало. Внутренняя поверхность ящиков из высококачественной древесины оказалась покрытой толем. В каждом ящике находился полный сборный комплект мотоцикла. Все отверстия в узлах и деталях на фирме заглушали особыми пробками. К рамам «Харлеев» приваривали шарниры для крепления мотоколясок, поступавших с автозавода ГАЗ. Скорость «Харлея»-одиночки превышала 110 км/ч, а с коляской - 90 км/ч.
На Серпуховском мотозаводе в 1943 г. собрали 293 мотоцикла «Indian» марки 741-В с коляской от М-72, а в 1943-1944 гг. - 681 «одиночку» той же марки. На ММЗ «свинтили» немало «одиночек»: в 1943-1944 гг. - 1581 «Indian», в 1944-1945 гг. -1589 «Harley-Davidson», в 1944 г. - 41 «Velocette», 109 «BSA» и даже 7 мотоциклов «Matchless». На ХВЗ в 1944 г. собрали 394 «BSA», 48 «Velocette» и 13 «Matchless». Мотоциклы-одиночки собирали и в Наркомате обороны (НКО), и в Красной Армии: на складах НКО № 511, 942 и 3708 в 1942-1943 гг. собрали 871 «Indian», в 1942-1944 гг. - 2294 «Velocette», в 1944 г. - 56 «BSA» и 11 «Matchless». А в 14-м и 15-м мотоциклетных учебных полках в 1943 г. собрали 648 «Indian».
По данным ГБТУ в Красную Армию всего передали 27690 импортных мотоциклов. Из них - 11642 с колясками и 18048 - «одиночек».

Но, это была уже совсем другая война. А тогда, в 1941, наш ТИЗ принял неравный бой!

c4ccc25f1c52

Сегодня сложно найти дегендарный мотоцикл в идеальном, но вместе с тем в аутентичном состоянии...

0019

DSC03194

Хотя попадаются. Например, этот экземпляр из Польши продают за 13 тыс долларов

33763-1  13 тыс дол.

Тут же всплывает вопрос к таганрогским музейщикам - "Где деньги, Зин?" ))

Ну, что? Заменим комбайн мотоциклом, или на другой постамент водрузим?)

Tags: История СССР, История. Таганрог, селфрепост
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment