?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Старый вокзал

Пожалуй, нет сегодня в Таганроге места более бездарного в архитектурно-градостроительном смысле, чем старая привокзальная площадь, бывшая Ярмарочная, бывшая (или нынешняя?) Восстания...

Железнодорожный вокзал в Таганроге построили в 1869 году. Видимо, это самое раннее изображение нашего вокзала...





Перед вновь построенным вокзалом простиралась огромная площадь, ограниченная переулком Ярмарочным (Гоголевским) и собственно вокзалом с одной стороны, и улицами Петровской и Иерусалимской - с другой. На площади устраивались сезонные ярмарки...





На пересечении Кладбищенского переулка и Гимназической улицы позже построили Архангело-Михайловскую церковь, фото сделано с её колокольни...








Здание вокзала было спроектировано архитектором Сергеем Илиодоровичем Загоскиным, принято считать, что ему же принадлежит авторство проекта Мариинской гимназии (старой её части, естественно). Действительно, сходство заметно невооружённым глазом, оба здания построены в стиле краснокирпичной эклектики. Но для чего-то здание вокзала позже было оштукатурено.
Вероятно, это произошло в начале XX века...





















Обратите внимание на столбы непонятного назначения на двух снимках ниже. Они по высоте превосходят здание вокзала...
Электрические опоры были ниже, фонарные тем более. Да и как их обслуживать, если предположить, что это фонарные?)
Громоотвод? Ну в смысле молниеотвод))





Со зданием вокзала связана и не самая приятная страничка в истории города. Именно здесь, в здании вокзала, в январе 1918 года были блокированы сохранившие верность присяге юнкера.
Вооружённые отряды красногвардейцев, имея кратное преимущество в численности, несколько дней безуспешно пытались взять штурмом здание вокзала.
И тогда они решили разогнать паровоз, и направить его в сторону вокзала со стороны перрона. По их замыслу паровоз должен был врезаться в тыльную стену вокзала, взорваться...  И испугавшиеся юнкера в панике должны были сдаться, просить о пощаде...
Однако, всё произошло несколько иначе.
Паровоз серии Юп-4504 с двумя вагонами врезался в перонный тупик, взорвался... Но, слава Богу, больших разрушений не произвёл, юнкера не испугались, и о пощаде не попросили.
Они сопротивлялись ещё достаточно долго, пока красногвардейцы не выманили их хитростью, пообещав "зелёный коридор" для выхода из города.
Как обычно обманули.
Напали и почти всех убили.
Спустя годы об эпизоде с паровозом вспомнили, придумали героическую легенду, якобы взрыв паровоза заставил юнкеров капитулировать, и к 60-летию революции, в 1976 году, перед зданием вокзала установили памятник паровозу.
Паровоз серии Юп (позже Щ) найти не удалось, поэтому на постаменте оказался другой паровоз, гораздо более распространённой серии Эг-5504. Этот экземпляр был изготовлен в Германии в 1922 году, и к настоящему времени тоже стал раритетом, сохранившись, возможно, в единственном экземпляре на постаменте перед старым вокзалом...
Но всё это будет много позже, вернёмся в Таганрог довоенного периода

Советское время...





Интересно, что это за столб, каланча, справа от вокзала? На других снимках его не видно...

Зато видна скульптурная группа "Ленин на броневике" Давида Якерсона...















Кажется, немцы использоавали сталинский постамент.
Но интересно, что на немецком фото вокзал уже без штукатурки...

Вообще, здесь как в детском журнале "найди 10 отличий" ) Ну, на козырьке одна чердачная надстройка куда-то пропала...







Что за чертовщина - после войны вокзал опять оштукатурен!
Неужели других дел не было? Удивительно...


















Старый вокзал в 70-е годы я помню очень хорошо. Идеально сохранившаяся дореволюционная плитка на полу, кассовый зал с очередями в окошки, соседний зал с креслами, автоматическими ящиками камеры хранения и буфет с рестораном.
В буфете всегда было многолюдно, народ выпивал на посошок. В ресторане днём - никого.
Но по вечерам всё менялось - живой звук, женский смех, звон бокалов)

Но удивительное дело - уезжающим и встречающим предлагалось в туалет ходить на улицу, это такая примета всех заведений советского периода.

Но в любом случае вокзал жил. Толпы людей пользовались ростовскими электричками. Тогда они были длинные, люди встречались, например, в третьем от головы вагоне. Сейчас их всего три...

Увы, но всё меняется.






























Сегодня здание вокзала, уникальное здание, сохранившее множество аутентичных деталей, погибает...

На наших глазах и при нашем попустительстве(

Пока не поздно необходимо требовать от региональной власти (это ОКН регионального значения) срочных мер по сохранению исторического памятника.

Радикальной реконструкции требует и Ярморочная (Привокзальная) площадь.

Возможно, наши дети и внуки смогут видеть Старый таганрогский вокзал только на фотографиях(

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
haron258
Oct. 28th, 2018 02:41 pm (UTC)
Классный репортаж! А про два "столба" заинтриговал - действительно, назначение их не понятно. Либо мы, современные, чего-то не знаем...
livejournal
Oct. 28th, 2018 03:35 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
irinapravdina
Oct. 28th, 2018 04:18 pm (UTC)
Оно пришлым надо? Шило пришлый, Федянин пришлый, Лисицкий пришлый!))) Стефанов пришлый, кто там еще трамплины осваивали? Один Прасолов хоть как-то пытался вокзал ремонтировать, так вы ж с фридманом высмеивали , что окна не такие!
irinapravdina
Oct. 28th, 2018 04:19 pm (UTC)
На первых фото виднеется две башни шлагбаума! Теперь одна стоит! И то не на историческом месте!
stryz
Oct. 28th, 2018 05:15 pm (UTC)
Теперь одна стоит!
Которая уже разваливается!
skif_tag
Oct. 28th, 2018 07:10 pm (UTC)
Но и эта одна тоже не настоящая, увы(
irinapravdina
Oct. 30th, 2018 12:59 pm (UTC)
Понятное дело!
Вот зачем разрушили памятник истории?
creator_lv
Oct. 28th, 2018 04:38 pm (UTC)
НЕмцы не обдирали штукатурку с вокзала, а нанесли нечто типа камуфляжа. Просто здание довольно светлое и выделялось на общем фоне. Следовательно - было хорошим объектом для бомбардировки.
stryz
Oct. 28th, 2018 05:13 pm (UTC)
сохранению исторического памятника.
В г. Вена (Австрия) не парились по этому поводу.
И снесли к ебеням,старый вокзал.





и построили убожество



И каждый россиянин,не забывает по приезду домой,поделиться впечатлением от удобного,многофункционального вокзала.

При этом сетует на то,что у нас такого почему то не строят.

Edited at 2018-10-28 05:15 pm (UTC)
skif_tag
Oct. 28th, 2018 07:09 pm (UTC)
Re: сохранению исторического памятника.
Есть масса других примеров.
Например, использование здания вокзала, ставшего не актуальным, в качестве музея Орсе в Париже.
stryz
Oct. 28th, 2018 07:51 pm (UTC)
Re: сохранению исторического памятника.
Ключевое слово "неактуальный".
В нашем варианте он действующий.
Бобр Добр
Oct. 29th, 2018 01:03 pm (UTC)
Re: сохранению исторического памятника.
Таганрогу повезло - можно экспериментировать над Новым вокзалом. А Старый следует сохранить, желательно, в виде культурного, а не торгового центра.
stryz
Oct. 29th, 2018 06:46 pm (UTC)
Re: сохранению исторического памятника.
На сколько я знаю часть вокзала принадлежит частнику,поэтому вряд ли.
irinapravdina
Oct. 30th, 2018 01:00 pm (UTC)
Re: сохранению исторического памятника.
Небось, Бидашу?))) Он тогда все хапал!)))
po_mo_chnik
Oct. 29th, 2018 03:22 am (UTC)
На столбах ГИБДД хотело видеокамеры зарядить - следить за лошадями. Таксуют на карман, а деньга мимо Думы улетает.
severinovka
Oct. 29th, 2018 06:54 am (UTC)
Именно здесь, в здании вокзала, в январе 1918 года были блокированы сохранившие верность присяге юнкера.
Я извиняюсь, имеется ввиду верность присяге Его Императорскому Величеству или Временному правительству А. Ф. Керенского?
irinapravdina
Oct. 30th, 2018 01:02 pm (UTC)
Слышь, крестьянин!Его Императорскому Величеству которого Керенский уничтожил морально, а Ленин физически.
klunny_s
Aug. 19th, 2019 08:17 am (UTC)
«Здание вокзала было спроектировано архитектором Сергеем Илиодоровичем Загоскиным, принято считать, что ему же принадлежит авторство проекта Мариинской гимназии (старой её части, естественно). Действительно, сходство заметно невооружённым глазом, оба здания построены в стиле краснокирпичной эклектики. Но для чего-то здание вокзала позже было оштукатурено.» — а еще Загоскин делал здание окружного суда (металлургический техникум, что на петровской). И оно нефига не в стиле краснокирпичной эклектики выполнено.

Я это к чему. Есть документ 1872 года, со схемами зданий к-.х-.а-. ж.д. И там вокзал отштукатурен. Есть ряд дореволюционных изображений (тут у вас). И везде вплоть до 1970-х, когда площадь реконструировали, здание штукатурили.

Есть у меня ощущение, что разговоры про краснокирпичность из позднесоветского времени идут, и с реальностью мало связаны.
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner