skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Православный протестант или просто предатель?

Очень часто бывает так, что небольшие заметки в какой-нибудь местечковой многотиражке затрагивают что-то большое, важное. И это, зачастую, очень интересный ракурс...
Например, мы все знаем о трагической судьбе Патриарха Тихона, казнённого большевиками.
Но ведь всему этому предшествовали очень серьёзные проблемы, и начались они отнюдь не в 1917 году.
А в 1923 году местная газета в Таганроге писала:



Во многом причиной острой фазы конфронтации между новой властью и Церковью стал вопрос о конфискации церковных ценностей.
Да, мы все помним эти жуткие кадры, когда красноармейцы срывают оклады с икон, сами иконы топчут сапогами...
Однако, есть и другая сторона у этой медали. Разве не должна Церковь в тяжёлую годину быть рядом со страдающим народом? И не только духовно. Когда всю страну охватил голод, когда дети умирали от недоедания, разве не должна Церковь отдать всё для того, что-бы спасти жизнь голодающим детям? Не зависимо от того, что явилось изначально причиной этой беды.
Многие священники считали, что должна. И поддерживали изъятие ценностей ради спасения жизни голодающим.



Эти священники-раскольники назывались обновленцами. Они считали, что не только обществу требуется радикальное обновление, они считали, что такое обновление необходимо и церкви, которая отошла от истинных христианских ценностей, погрязла в сребролюбии, формой подменила суть.
И эти раскольники, а точнее, обновленцы, стали появляться ещё в конце 19, начале 20 века.
Фактически они повторяли европейский сценарий, когда там появилась протестантская церковь.
Одним из самых известных протестантов в РПЦ был Епископ Антонин, в миру Александр Андреевич Грановский - выдающийся богослов, образованейший человек. Он переводил с древних языков церковные манускрипты, но служил не на древнеславянском, а на современном русском языке.
Александр Бенуа дал такую характеристику Антонину во время его службы в Петербурге:

На меня особенно сильное впечатление произвел архимандрит Антонин из Александро-Невской лавры… Поражал громадный рост… прямо-таки демоническое лицо, пронизывающие глаза и чёрная, как смоль, не очень густая борода. Но не менее меня поразило и то, что стал изрекать этот иерей с непонятной откровенностью и прямо-таки цинизмом… Главной темой его беседы было общение полов и греховность этого общения, и вот Антонин не только не вдался в какое-либо превозношение аскетизма, а напротив, вовсе не отрицал неизбежность такого общения и всяких форм его.



У Антонина было много последователей, но у него были предсказуемо непростые отношения с высшим руководством РПЦ...
Одним из его последователей был очень талантливый священник, протоиерей Александр Иванович Введенский. Прекрасный оратор, человек высокой эрудиции, любитель музыки и живописи, он тоже считал, что старые формы закостенели, что они мешают нести свет в души людей...

Неизвестно чем бы кончились внутрицерковные разборки, возможно, появлением православного протестантизма, но тут русская смута завершилась победой большевиков, которые пришли "всерьёз и надолго".
И настал час истины для каждого из иерархов.
Патриарх Тихон не стал терпеть глумления над святынями, он выступил резко против большевиков.
Епископ Антонин считал, что в тяжелейший, переломный момент истории отечества, церковь должна отдать последнее ради спасения жизни голодающих.
А Александр Введенский, возглавивший обновленческое течение выступил против Патриарха Тихона, обвиняя последнего в том, что тот провоцирует раскол и вражду между Церковью и народом.
И была в позиции Введенского, назначившим себя Митрополитом, большая доля лукавства, поскольку не только стремлением к реформированию церкви диктовались его шаги, но и самым банальным малодушием.
Он просто хотел жить, и он заключил сделку с дьяволом, с большевиками...
Надо сказать, что предателей не любит никто.
Тихона помнят, и добрым словом поминают, а "первоиерарха Православных Церквей в СССР", как он себя величал, Введенского, сегодня мало кто вспоминает.
А в 1923 году он был на пике своей обновленческой деятельности, и ездил по стране с лекциями и выступлениями.













Эти снимки сделала фотокорреспондент американского журнала «Life» — Маргарет Бурк-Уайт в 1941 году

На них Введенский в домашней обстановке и на службе...







Tags: История СССР, История. Таганрог
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments