skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Капстрана

В советское время руководитель, получивший возможность бывать в загранкомандировках, мог смело считать, что жизнь удалась. Сегодня интересно читать воспоминания советских людей, посещавших зарубежные страны в 60-70 годы. При чём любопытны впечатления не связанные с гастрономическим или шмоточным шоком.
Сергей Павлович Артемьев, заслуженный работник транспорта РСФСР, директор МАДИ в 1938–1943 гг., работник минтранса, вспоминает:

В годы работы в Министерстве автотранспорта и шоссейных дорог РСФСР пришлось побывать в ряде зарубежных стран: Дании, Бельгии, Австрии, Франции, Швейцарии, Польше, Чехословакии. В течение десяти лет совершал поездки в Женеву для участия в работе (в качестве руководителя советской делегации) транспортных органов Европейской Экономической Комиссии ООН. Последние занимались разработкой нормативных документов, обеспечивающих развитие и организацию перевозок грузов и пассажиров на автомобильном транспорте международного сообщения.

image-12

Знакомство с указанными нормативными документами и практической работой по развитию автомобильных перевозок в зарубежных странах позволило мне выступить в качестве инициатора организации подобных перевозок и советскими автомобилями. Они начались в 1963 году. В министерстве было создано Главное управление междугородных и международных перевозок. Было много противников развития международных перевозок автомобильным транспортом СССР, как в самом аппарате Министерства, так и в более высоких органах (Минвнешторге СССР, Госкомитете народного контроля СССР и др.).

До 1968 года эти перевозки осуществлялись преимущественно социалистическими странами. В 1968 году было принято постановление Совмина СССР о развитии автомобильных перевозок с капиталистическими странами. Совтрансавто было разрешено направить в зарубежные страны своих представителей.

Первой капиталистической страной, в которую было решено направить представителей Совтрансавто, была Финляндия. Мне было предложено занять этот пост. В это время я, будучи пенсионером, работал в МАДИ. Мне было 66 лет. Возраст почтенный, но я принял предложение и выехал в Финляндию, где проработал с конца 1969 до начала 1972 года. От работы в Финляндии я получил очень большое удовлетворение. Удалось обеспечить значительное развитие автоперевозок с этой страной и хорошо ознакомиться с жизнью, работой её трудолюбивых и честных жителей.


image-1

По договоренности с генеральным консулом СССР в Хельсинки мне удалось установить порядок, при котором выдача советских виз финским руководителям производилась лишь по согласованию со мной. Это позволило получать информацию о перевозках в СССР и обратно финскими автомобилями.

Много хлопот доставляли железнодорожные перевозки грузов, осуществляемые советскими вагонами. Объём железнодорожных перевозок СССР в Финляндию составлял около трех миллионов тонн в год, обратно — около 0,5 миллионов тонн. Из СССР в Финляндию отправлялось сырье: нефть, лес и др. Для перевозки которых видов сырья требовались цистерны и открытые полувагоны. Из Финляндии в СССР направлялась готовая продукция: холодильники, текстиль и текстильные изделия, продукция сельского хозяйства, бумага и др., для перевозки которых требовались крытые вагоны. Получить их было особенно трудно, при этом часто подавались вагоны, требующие ремонта. На этой почве возникали неприятные ситуации, в ликвидации которых мне приходилось принимать активное участие. Грустно было наблюдать такую картину: в СССР без груза двигаются цистерны и полувагоны, а в Финляндию — без груза крытые вагоны. Эту картину можно наблюдать и в настоящее время. Неудовлетворительное соотношение между экспортом и импортом по автомобильным перевозкам: на каждые два–три автомобиля с грузом из Финляндии в СССР обратно отправляется с грузом один автомобиль.


image-32

О Финляндии сохранились самые хорошие воспоминания. Поражала честность финнов: они не могут присваивать чужие вещи. В первый же месяц работы в Финляндии я забыл бумажник с деньгами и документами в такси. Прошло полчаса, и мне был возвращён бумажник в нашем консульстве. Можно привести много подобных случаев. Финны не умеют работать плохо и выпускать плохую продукцию. Так, при окраске фасадов домов они обязательно расстилают на тротуаре пленку для защиты асфальтового покрытия от краски. Финнам присуще стремление помочь человеку, попавшему или могущему попасть в беду. Приведу такой пример. За несколько дней до отъезда из Финляндии на Родину (срок действия въездной визы окончился) меня неожиданно вызвали на один день в Москву. Финские пограничники при проверке моих документов высказали предположение, что я намерен ещё возвратиться в Финляндию. Услышав мое подтверждение, они посоветовали по приезде в Москву немедленно оформить в посольстве Финляндии в Москве въездную визу, при этом добавили, что они «пропустят меня в Финляндию и без визы, но этого не сделают советские пограничники». Я последовал их совету и без осложнений возвратился в Финляндию. Советские пограничники подтвердили, что без финской визы они меня в Финляндию не пропустили бы.

Поражал демократизм во взаимоотношениях руководителей и владельцев фирм со своими подчинёнными. Стремление и умение обходиться без бумажной переписки, строгое соблюдение словесных обещаний и т. д. С руководителем любой фирмы и даже с министром транспорта легко было встретиться и связаться по телефону. Если нужный человек находился в другом пункте Финляндии, сотрудники фирмы обеспечивали и в этом случае телефонную связь с нужным человеком.

Сама обстановка в Финляндии способствовала ликвидации ненужной бумажной переписки. Приведу такой случай. С увеличением числа советских автомобилей, возросли валютные расходы на приобретение дизельного топлива в Финляндии. Валюта выдавалась каждому водителю. Я предложил решить эту проблему за счёт решения использования кредитных карточек. Мое предложение Совтрансавто было принято. Я обратился (по телефону) к генеральному директору советско–финской фирмы Тэбойл, которая обеспечивала сбыт нефтепродуктов из советской нефти через сеть бензозаправочных станций в Финляндии, с просьбой выдать 50 штук кредитных карточек. Директор недавно приехал на работу в СССР и предложил мне написать ему письмо. На это я заявил ему, что привык решать многие вопросы без переписки, по телефону и что, если без моего письма он решить вопрос не может, я вынужден буду обратиться с этой просьбой к другой фирме. Через 30 минут 50 кредитных карточек лежали у меня на столе.

Финляндия — страна озёр, болот и лесов. Только 4% территории страны можно использовать для производства сельскохозяйственной продукции. Этим объясняется то, что в довоенные и первые послевоенные годы Финляндия была импортером сельскохозяйственной продукции: получала зерно, мясо и мясопродукты и прочее из СССР и других зарубежных стран. В 60–х годах и даже несколько раньше положение резко изменилось. Финляндия из импортера превратилась в экспортера сельскохозяйственной продукции. Возникли трудности со сбытом этой продукции, образовались большие запасы. К моменту моего приезда в Финляндию (1969 г.) здесь уже действовал закон, в соответствии с которым каждый крестьянин, зарезавший дойную корову, получал от государства премию в размере 500 финских марок.

Яйца, сыр, говядина, свинина, мясопродукты в большом количестве стали поставлять в Советский Союз. Могли и увеличить эти поставки, но мы, к сожалению, оказались не кредитоспособными, задолжали миллион финских марок.


image-2

Имея в своем распоряжении легковой автомобиль ГАЗ–24 и управляя им, я побывал во многих районах, городах Финляндии, в том числе и в Лапландии. Приобрел много знакомых и друзей, с некоторыми из которых имел длительную переписку. К сожалению, большинство из них уже ушли из этой жизни.

Возвратившись из Финляндии, я с февраля 1972 года снова приступил к работе в МАДИ.
Tags: История. Совок, селфрепост
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments