?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Капстрана

В советское время руководитель, получивший возможность бывать в загранкомандировках, мог смело считать, что жизнь удалась. Сегодня интересно читать воспоминания советских людей, посещавших зарубежные страны в 60-70 годы. При чём любопытны впечатления не связанные с гастрономическим или шмоточным шоком.
Сергей Павлович Артемьев, заслуженный работник транспорта РСФСР, директор МАДИ в 1938–1943 гг., работник минтранса, вспоминает:

В годы работы в Министерстве автотранспорта и шоссейных дорог РСФСР пришлось побывать в ряде зарубежных стран: Дании, Бельгии, Австрии, Франции, Швейцарии, Польше, Чехословакии. В течение десяти лет совершал поездки в Женеву для участия в работе (в качестве руководителя советской делегации) транспортных органов Европейской Экономической Комиссии ООН. Последние занимались разработкой нормативных документов, обеспечивающих развитие и организацию перевозок грузов и пассажиров на автомобильном транспорте международного сообщения.

image-12

Знакомство с указанными нормативными документами и практической работой по развитию автомобильных перевозок в зарубежных странах позволило мне выступить в качестве инициатора организации подобных перевозок и советскими автомобилями. Они начались в 1963 году. В министерстве было создано Главное управление междугородных и международных перевозок. Было много противников развития международных перевозок автомобильным транспортом СССР, как в самом аппарате Министерства, так и в более высоких органах (Минвнешторге СССР, Госкомитете народного контроля СССР и др.).

До 1968 года эти перевозки осуществлялись преимущественно социалистическими странами. В 1968 году было принято постановление Совмина СССР о развитии автомобильных перевозок с капиталистическими странами. Совтрансавто было разрешено направить в зарубежные страны своих представителей.

Первой капиталистической страной, в которую было решено направить представителей Совтрансавто, была Финляндия. Мне было предложено занять этот пост. В это время я, будучи пенсионером, работал в МАДИ. Мне было 66 лет. Возраст почтенный, но я принял предложение и выехал в Финляндию, где проработал с конца 1969 до начала 1972 года. От работы в Финляндии я получил очень большое удовлетворение. Удалось обеспечить значительное развитие автоперевозок с этой страной и хорошо ознакомиться с жизнью, работой её трудолюбивых и честных жителей.


image-1

По договоренности с генеральным консулом СССР в Хельсинки мне удалось установить порядок, при котором выдача советских виз финским руководителям производилась лишь по согласованию со мной. Это позволило получать информацию о перевозках в СССР и обратно финскими автомобилями.

Много хлопот доставляли железнодорожные перевозки грузов, осуществляемые советскими вагонами. Объём железнодорожных перевозок СССР в Финляндию составлял около трех миллионов тонн в год, обратно — около 0,5 миллионов тонн. Из СССР в Финляндию отправлялось сырье: нефть, лес и др. Для перевозки которых видов сырья требовались цистерны и открытые полувагоны. Из Финляндии в СССР направлялась готовая продукция: холодильники, текстиль и текстильные изделия, продукция сельского хозяйства, бумага и др., для перевозки которых требовались крытые вагоны. Получить их было особенно трудно, при этом часто подавались вагоны, требующие ремонта. На этой почве возникали неприятные ситуации, в ликвидации которых мне приходилось принимать активное участие. Грустно было наблюдать такую картину: в СССР без груза двигаются цистерны и полувагоны, а в Финляндию — без груза крытые вагоны. Эту картину можно наблюдать и в настоящее время. Неудовлетворительное соотношение между экспортом и импортом по автомобильным перевозкам: на каждые два–три автомобиля с грузом из Финляндии в СССР обратно отправляется с грузом один автомобиль.


image-32

О Финляндии сохранились самые хорошие воспоминания. Поражала честность финнов: они не могут присваивать чужие вещи. В первый же месяц работы в Финляндии я забыл бумажник с деньгами и документами в такси. Прошло полчаса, и мне был возвращён бумажник в нашем консульстве. Можно привести много подобных случаев. Финны не умеют работать плохо и выпускать плохую продукцию. Так, при окраске фасадов домов они обязательно расстилают на тротуаре пленку для защиты асфальтового покрытия от краски. Финнам присуще стремление помочь человеку, попавшему или могущему попасть в беду. Приведу такой пример. За несколько дней до отъезда из Финляндии на Родину (срок действия въездной визы окончился) меня неожиданно вызвали на один день в Москву. Финские пограничники при проверке моих документов высказали предположение, что я намерен ещё возвратиться в Финляндию. Услышав мое подтверждение, они посоветовали по приезде в Москву немедленно оформить в посольстве Финляндии в Москве въездную визу, при этом добавили, что они «пропустят меня в Финляндию и без визы, но этого не сделают советские пограничники». Я последовал их совету и без осложнений возвратился в Финляндию. Советские пограничники подтвердили, что без финской визы они меня в Финляндию не пропустили бы.

Поражал демократизм во взаимоотношениях руководителей и владельцев фирм со своими подчинёнными. Стремление и умение обходиться без бумажной переписки, строгое соблюдение словесных обещаний и т. д. С руководителем любой фирмы и даже с министром транспорта легко было встретиться и связаться по телефону. Если нужный человек находился в другом пункте Финляндии, сотрудники фирмы обеспечивали и в этом случае телефонную связь с нужным человеком.

Сама обстановка в Финляндии способствовала ликвидации ненужной бумажной переписки. Приведу такой случай. С увеличением числа советских автомобилей, возросли валютные расходы на приобретение дизельного топлива в Финляндии. Валюта выдавалась каждому водителю. Я предложил решить эту проблему за счёт решения использования кредитных карточек. Мое предложение Совтрансавто было принято. Я обратился (по телефону) к генеральному директору советско–финской фирмы Тэбойл, которая обеспечивала сбыт нефтепродуктов из советской нефти через сеть бензозаправочных станций в Финляндии, с просьбой выдать 50 штук кредитных карточек. Директор недавно приехал на работу в СССР и предложил мне написать ему письмо. На это я заявил ему, что привык решать многие вопросы без переписки, по телефону и что, если без моего письма он решить вопрос не может, я вынужден буду обратиться с этой просьбой к другой фирме. Через 30 минут 50 кредитных карточек лежали у меня на столе.

Финляндия — страна озёр, болот и лесов. Только 4% территории страны можно использовать для производства сельскохозяйственной продукции. Этим объясняется то, что в довоенные и первые послевоенные годы Финляндия была импортером сельскохозяйственной продукции: получала зерно, мясо и мясопродукты и прочее из СССР и других зарубежных стран. В 60–х годах и даже несколько раньше положение резко изменилось. Финляндия из импортера превратилась в экспортера сельскохозяйственной продукции. Возникли трудности со сбытом этой продукции, образовались большие запасы. К моменту моего приезда в Финляндию (1969 г.) здесь уже действовал закон, в соответствии с которым каждый крестьянин, зарезавший дойную корову, получал от государства премию в размере 500 финских марок.

Яйца, сыр, говядина, свинина, мясопродукты в большом количестве стали поставлять в Советский Союз. Могли и увеличить эти поставки, но мы, к сожалению, оказались не кредитоспособными, задолжали миллион финских марок.


image-2

Имея в своем распоряжении легковой автомобиль ГАЗ–24 и управляя им, я побывал во многих районах, городах Финляндии, в том числе и в Лапландии. Приобрел много знакомых и друзей, с некоторыми из которых имел длительную переписку. К сожалению, большинство из них уже ушли из этой жизни.

Возвратившись из Финляндии, я с февраля 1972 года снова приступил к работе в МАДИ.
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
boris_kokotov
Dec. 9th, 2017 09:28 pm (UTC)
Не знаю, насколько интересны воспоминания чиновника, а я Вам расскажу маленький эпизод из тех же времён. Моя коллега сделала у себя в однокомнатной квартире (старый фонд) ремонт и к ней пришла её сестра, прожившая с подобным чиновником 3 года в Финляндии. Посмотрела, покрутила носом и сказала:" А у нас в ванной был тёплый пол!" ("сволочь такая"- это не я, а моя коллега)
seregas1
Dec. 10th, 2017 02:17 am (UTC)
Когда слышу людей, жизнь которых измеряется лишь материальным, мне хочется блевать, а их перекрутить на собачьи консервы: чтоб они достойно завершили свою жизнь. Вы тоже из их числа.
И да: у меня из материального больше, чем у 98% населения Земли. Знаю, о чем говорю.
(Anonymous)
Dec. 10th, 2017 06:21 am (UTC)
Тогда надо раздать свои блага и пойти жить в аварийный дом...может мировоззрение опять поминяется😀
(Anonymous)
Dec. 10th, 2017 07:00 am (UTC)
Т.е. вы сами себя назвали лицемером. Ну бывает, чо.
alexadmin
Dec. 10th, 2017 07:33 am (UTC)
Легко стоя на верхней части пирамиды Маслова поплевывать вниз. Попробовали бы тоже самое сделать снизу.
boris_kokotov
Dec. 10th, 2017 09:09 am (UTC)
Нет, я не из их числа. Я, как раз, из тех, для которых духовное выше всего на свете. Но, из песни слова не выкинешь. Вот, и Вы не погнушались, таки, материальным.
livejournal
Dec. 9th, 2017 10:32 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
higarka
Dec. 10th, 2017 07:15 am (UTC)
Ну вот оно! Старый пердун едет изучать опыт. Потом внедряет. Я пенсионер, и мне предложили, сам-то я на телеге чаще всего, но раз партия доверила..
stringer_aak
Dec. 10th, 2017 09:07 am (UTC)
В конце 90-х случилось мне наблюдать одну историю)
Сестра моего знакомого решила выйти замуж за американца и соответственно свалить туда. Для чего зарегистрировалась на каком-то сайте, где эти самые американцы тусят в поисках рашн гёл. Но так как сама по ихнему не понимала ни слова, попросила меня переводить переписку. Тогда еще даже чаты были в диковинку, так что общались они по электропочте, ненапряжно было 2 письма в неделю перевести.
В общем, завязался у нее разговор с одним из множества. С виду нормальный мужик, по фейсу похож на актера Виктора Павлова (Дуб из "Приключений Шурика" - экзамен для меня, профессор, всегда праздник). Типичный американский средний класс, откуда он точно уже не помню, то ли Канзас, то ли Колорадо, короче самый центр. В его городе у него пара магазинов по продаже электроинструментов. И в письмах раза 4 упомянул, что у него каменный (кирпичный) дом.
"Невеста" у меня спрашивает, мол, чего он хвастается своим КИРПИЧНЫМ домом? Ну я ей и объяснил, что в капстране кирпичный дом - это пипец как дорого и не каждый может себе позволить)) это очень круто. Невеста призадумалась и выдаёт - надо будет его на Богудонию и Собачеевку сводить, пусть ох***т!)))
К слову, замуж за американца она так и не вышла, тут осталась)
skif_tag
Dec. 10th, 2017 01:36 pm (UTC)
)) Ну, на Бугудонии как раз не с чего охуевать, там халупы в основном были и остаются
Илларион Петров
Dec. 10th, 2017 11:30 am (UTC)
...
Помнится, как супружеская пара студентов ТРТИ
каким-то немыслимым образом раздобыла себе две
путёвки на поездку во Францию. Скорее всего у
них была за спиной "волосатая лапа".

Но для поездки нужно было разрешение парткома,
председателем коего был небезызвестный Николай
Фёдорович Купчинов.

А я в то время был у Купчинова на преддипломе.
Сидим мы с ним, обсуждаем технические вопросы.

Заходит эта парочка.
Начинается "собеседование". Я сижу, слушаю.

Каких только "доводов" не приводил Николай Фёдорович,
дабы не разрешить этим двоим ехать в буржуазную капстрану.
Он мордовал их больше часа, но так и не подписал бумагу.

Они пошли жаловаться Каляеву, но тот, зная,
какой сексот Купчинов - тоже ничего не подписал.

Так они и не поехали во Францию.
Такие были времена.
Владимир Герасименко
Dec. 10th, 2017 12:08 pm (UTC)
Ну, раз пошли воспоминания про ТРТИ и зверства советской власти... На конференции я спокойно ездил с обычным загранпаспортом. Потом просто мне захотелось синий, т.е. служебный. Привез приглашение из оргкомитета Ляйпцигской выставки на всех сотрудников ТРТИ, работавших в Фирме "СОЮЗ". Один получать паспорт не захотел сам. По первому разу и под свою ответственность (язык, не барахлиться и пр.) перевозил по очереди Бирко, Письменова, Ланского, Новикова. Вместе Калачевым Дмитрием (потом, позже, стало ясно - почему, пикантнейший момент) мне навязали еще Курейчика - Виктора, разумеется. При этом паспорта по возвращении оставались на руках.

Затем какой-то парнишка с МОП ЭВМ (фамилию не помню) сбежал, как это ни смешно, в... Чехословакию. После чего наши синие паспорта хранились почему-то в отделе аспирантуры.

Но препятствий - абсолютно никаких. В процессе воссоединения Германии (веселое и смутное время) Бирко с Письменовым, и не только они, уже сами, ездили в Зап.Берлин по приглашению моих добрых знакомых.
skif_tag
Dec. 10th, 2017 01:41 pm (UTC)
Вы вспоминаете про вторую половину 80-х, а товарищ выше, я так понимаю, пишет про конец 70-х, большая разница.
Владимир Герасименко
Dec. 10th, 2017 02:45 pm (UTC)
С "товарищем" мне спорить трудно. Деталей было много. Помню, например, такие. Все же мы ходили под какими-то ограничениями. Скажем, у меня было такое: из-за участия в каких-то там работах, что-то такое делали, и мне 10 лет с личными целями нельзя. Очень расстраивался. Вдруг узнаЮ: 5 лет, т.е. вдвое уменьшили! Причина: чем-то этим самым стрельнули ЗА пределами, на Ближнем Востоке, т.е. вывезли, ну и т.д.

Или, например, это уже позже. В ТРТИ 5 человек отбирают для годичной стажировки на чужбине. Один из них не член КПСС. Естественно, это я и мне доходчиво объясняют, что если бы я согласился стать хотя бы кандидатом в члены КПСС (по-моему, так это называлось), а иначе... Тем не менее, вызывают всех пятерых на отборочную комиссию вдали от альмы матер. Собеседование по специальности и языку (год или 80-й, или 81-й). Результат: пропускают меня одного, сугубо и принципиально б/п. Короче, - звери, да и только.
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner