skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Самолёт на Комсомольском. Местечковое.

Был в Таганроге перед 15-ой школой скверик. Был он ещё в те времена, когда школа была женской Мариинской гимназией. На старых фото мы видим огороженный участок, кустарник, деревья...




Скверик - не скверик, а так - полуфабрикат.


Позже улицу замостили, а вместо деревянного забора, скверик получил изгородь из кустарника.




Таким он и сохранился вплоть до начала 70-х годов, когда отцы города решили, что в эпоху развитого социализма скверики должны быть по большей части заасфальтированы.
Укатали в асфальт и Комсомольский. Напротив входа в школу поставили две качели, пару грибков и лесенку, а на противоположном газоне поставили мариупольский гараж, переоборудованный в тир. Посадили туда деда Ваню, перманентно пьяного старого партизана, и жизнь закипела. На переменах толпы школьников вываливали курить за этот самый тир.
Но этого было мало. Чего-то не хватало...
Отвлечмся немного от скверика перед железнодорожной школой.
Был в это самое время у нас в стране такой легендарный самолёт - АН-10. Очень широко использовался, бороздил воздушные просторы...


post-46559-1232144429_thumb

Но, был у него один существенный недостаток - он часто падал((
В Советское время не принято было афишировать авиа-катастрофы, да и любые другие тоже. Но, специалисты об этом знали. Начиная с 59 года, 12 лет эксплуатации, произошло 12 катастроф с человеческими жертвами. Последней каплей стали две последние, наиболее крупные аварии - в 71-ом у Ворошиловограда, когда погибло 64 человека, и в 72-ом под Харьковом, где количество жертв составило 122 человека...

Только после этого эксплуатацию АН-10 приостановили, и начали всерьёз исследовать причины.
Чтобы разобраться в этом более глубоко, специалисты ОКБ Антонова, ЦАГИ и ГосНИИ ГА разработали программу дополнительных повторно-статических испытаний Ан-10. В соответствии с нею, в июле-августе 1972 г. в Таганроге подвергся исследованиям Ан-10А (сер.23-01, борт СССР-11202), а в Воронеже - Ан-ЮА (сер. 26-03, борт СССР-11222) . Непосредственной целью этих испытаний стало определение максимальной степени усталостного повреждения центроплана, при котором крыло Ан-10 может выдержать эксплуатационную перегрузку 2,5 д, как того требуют Нормы летной годности. Однако вначале размер усталостных трещин на этих самолетах требовалось довести до аналогичного харьковской машине. Для этого, например, самолету в Таганроге потребовалось 400 лабораторных полетов в форсированном режиме - во время каждого из них перегрузку доводили до 2,1 g (в реальной эксплуатации аналогичный рост трещин достигается за несколько тысяч полетов).
Т.е. к вопросу подошли серьёзно, и в результате было принято решение данный тип самолёта навсегда снять с эксплуатации, и рабочие машины передать для нужд народного хозяйства, не связанными с полётами.

История умалчивает кто именно принимал решение, но десятки Аннушек были распределены между городами с тем, что бы устроить в них детские кинотеатры.
Самолеты-памятники и кинотеатры Ан-10 появляются в городах Барановичи, Воронеж, Казань, Кемерово, Киев, Кишиневе, Комсомольске-на-Амуре, Краснодаре, Кривом Роге, Куйбышеве, Львове, Луховицах, Новочеркасске, Омске, Ростове-на-Дону, Таганроге, Харькове. Памятник появляется и в детских лагерях и турбазах в Киевской, Новосибирской и Харьковской областях.

Так уж вышло, что в Таганроге "наш" самолёт установили прямо перед школой где я учился, и недалеко от дома где я жил. Мне было не очень много лет, это был 73 или 74 год, но я помню разговор старших пацанов, которые обсуждали слухи о том, что на нашем скверике скоро поставят самолёт. Большинство не верили в эти сказки... Но, его привезли, прикрепили крылья, собрали... Конечно, это было чудо! Для нас, пацанов, это было невероятным кайфом!


1347810842031


На фото виден серебристый "батискаф", это должна была быть касса кинотеатра. Виден и фанерный кораблик сразу за хвостовым оперением самолёта. Кораблик быстро разбили. Ведь было очень интересно сделать в нём дыру, и проникнуть внутрь)
Но, конечно, самым лакомым кусочком для нас был самолёт. Это напоминало пираний, набросившихся на жертву. Толпы пацанов с напильниками и кусачками обсадили аэроплан. Пилили, точили, дербанили всё что только можно. Все трубочки из магния исчесли в первую очередь. Их было много. Весь корпус самолёта состоял из каких то полостей, бардачков, в которых находились различные трубки, вентили, разъёмы. Это всё нещадно уничтожалось.
Случался и страшный, трагический случай. Сын нашего физрука Виктора Фёдоровича Корчагина, пацанчик лет 9-ти, забрался на ограждение, и просунул голову в одну из многочисленных ниш-окошек. И в этот момент нога соскочила с опоры, мальчишка повесился... Не спасли((
Вот ведь как - ещё одну жизнь забрал проклятый самолёт, уже прикованный к земле...

Вообще, интересно то, что самолёт поставили, и бросили, забыли о нём. Двери были открыты, мы лазили внутри, естественно, ничего не осталось от приборов в кабине, от проводов и кабелей. Но, самое плохое, что самолёт превратился...в общественный туалет. Его просто загадили...
Это фото года 77-78, и на нём уже видно, что стёкла в кабине выбиты...


сканирование0087


А здесь хорошо видно столбы ограждения, между которыми была натянута верёвка. Именно на такой столбик и забрался повесившийся пацанчик...





Если залезть на "батискаф", то можно облокотиться на хвост лайнера, залезть на него. Я вообще удивляюсь, что не убилось ещё с десяток детей. Никто не следил, никому не было никакого дела...





А что же кинотеатр? Его, таки запустили. Вдруг, через пару лет после установки, взяли и сделали кинотеатр "Антей".
Вот только как всегда головой не подумали. В самолёте ведь не было вентиляции! Практически герметичный салон, полный зал детворы... Многие задыхались, выходили, не досидев сеанс до конца.

Не помню сколько это продолжалось, но недолго.
И кинотеатр закрыли, а самолёт теперь и вовсе никому не был нужен. И стоял он как памятник головотяпству и разгильдяйству, разбитый, разграбленный, унёсший человеческие жизни(
Выпускники 15-й школы фотографировались на фоне самолёта...

Это снимок 1980 года, иллюминаторы выбиты, дверь висит в проёме...






Район уже получил название "У самолёта", стал частью жизни, ностальгическим пейзажем для многих, кто жил в этом районе, в том числе и для меня.
Каждый вечер на скамейках собиралась компания человек в десять, кто-то отходил, кто-то подходил, бреньчали гитары, распивалось плодово-ягодное...

К сожалению, некоторых уже нет в живых, как говорится "иных уж нет, а те далече..."



Это 1981 год.
Сейчас вместо этих домиков, что на заднем плане - ряд уродливых ларьков...





Самолёт, давно превратившийся в груду металлолома стал частью привычного пейзажа. Казалось, что он здесь был всегда, и всегда будет.






Но, потом его разобрали и увезли. Не помню когда, наверное в середине 80-х... Тихо, без шума, бесславно, закончилась жизнь ещё одного лайнера из печально знаменитой серии Ан-10.

А наш скверик "У самолёта" так и остался никому не нужным убогим пустырём, ещё хуже, чем он был сто лет назад, тридцать лет назад...
Хотел было один печально известный предприниматель застроить его ларьками - народ отстоял.
Может быть, лет через 30 опять привезут сюда какой-нибудь "Бе-200", и история сделает полный оборот? Как знать...
Tags: История. Таганрог, личное
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments