skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Русы

В сети очень бурно обсуждают вышедший на экраны фильм "Викинг".
Фильм этот о князе Владимире (о ком же ещё?), о суровом времени, суровых нравах...



Сам фильм я не смотрел, поэтому непосредственно о картине ничего говорить не буду, но я уже неоднократно читал возмущённые отклики зрителей, главным образом всякого рода квасных патриотов, родноверов и прочей странной публики, которую до глубины души возмутил натурализм фильма, в котором герои показаны грязными, жестокими...
В их сознании древняя Русь представляется святочными картинками на шкатулках из посёлка Холуй или замечательными картинами Васнецова.
Но реальность, увы, была иной. Я просто в двух словах расскажу о ней, может кому-то это будет любопытно.
Итак, Владимир был рожден ключницей его бабки княгини Ольги, которую звали Малуша. Отрывочные сведения об этой женщине утверждают, что она была дочерью некоего Малка Любечанина и сестрою одного из воевод князя Святослава Добрыни. По законам древнейшей Руси ключники, то есть слуги, носившие личные ключи хозяина, из-за особенностей своей ответственной профессии становились личными рабами.
Забеременевшую ключницу княгиня Ольга выслала из Киева в некое село Будутино. Там родившийся Владимир по славянскому обычаю до трех лет воспитывался матерью, о которой не вылезавший тогда из войн на Дунае князь Святослав, кажется, забыл.
Происхождение «от рабы» оказало огромное влияние на всю жизнь Владимира. В очень многих поступках князя, связанных с завоеванием и удержанием власти, угадывается его желание стереть память о происхождении.
Имя Владимира впервые упоминается в связи с событиями 969-го года. Как уже было сказано, Святослав предпочитал киевским теремам военные шалаши на Дунае, где годами вел войны с другими славянскими князьями и константинопольскими басилевсами.
Однажды на Дунай к Святославу приходит послание из Новгорода: местные жители просили потомка Рюрика прислать им по семейной традиции правителя. Выбор Святослава пал на своего младшего сына Владимира. Молодой князь в сопровождении своего дяди Добрыни должен был отправился в далекий северный край.
Далекая холодная земля сильно отличалась от южного теплого Киева. Славяне пришли сюда не с юга, а с запада, через Прибалтику. Местные города и крепости имели гораздо более тесные связи со Скандинавией, чем с днепровскими землями.
Город, где пришлось править Владимиру был первой славянской крепостью на пути "из варяг в греки". В этих по-настоящему диких краях задачей князя было демонстрировать присутствие киевской власти. Впрочем, новости с юга на север доходили редко, и в основном из вторых или третьих уст. Далекая война отца на Дунае молодого князя беспокоила мало. Зато он завел большое количество знакомств среди знатных варяжских родов, что в будущем позволит ему завладеть русским югом.


В 972 году погибает князь Святослав: он с дружиной нарвался на засаду печенегов, которую, как считается, организовали агенты Константинополя. Как только слухи о его гибели дошли до Киева, старший сын убитого князя Ярополк формально получил политическое старшинство среди остальных братьев.
Святослав, который мало интересовался внутренними делами, предпочел раздать подвластные ему земли своим сыновьям, каждый из которых стал чувствовать себя единственным хозяином на своих территориях. После смерти отца Ярополк прекратил отцовскую войну на Дунае, вернул статус «стольного града» Киеву, и решил продемонстрировать братьям, кто на русской земле хозяин. Уже в 975 году Ярополк пошел в «древлянские земли» (современная Белоруссия), где правил средний сын Святослава Олег. Поводом к войне между братьями послужило убийство Олегом одного из друзей Ярополка на охоте. Эта война длилась недолго. Древлянское войско было наголову разбито в первом же сражении, а князь Олег погиб в давке на мосту у крепостной стены города Овруч.
Вести о конфликте достигли Новгорода. Кажется, Владимир был впечатлен быстрой победой Ярополка, поэтому предпочел не искушать судьбу, и сразу бежал в Скандинавию к своим друзьям. Ярополк без сопротивления занял Новгород. За несколько месяцев была достигнута цель всего прошедшего со времен призвания Рюрика столетия — вся Русь оказалась под началом киевского князя.
Возможно, это было бы начало славного княжения, о котором мы сейчас знали бы намного больше, чем о неудачливом младшем сыне Святослава и рабыни. Но история распорядилась по-другому. Долгая дружба с варягами не прошла для Владимира даром: в Скандинавии беглый князь быстро нашел себе союзников. С варяжским войском он вернулся на Русь. Новгород был быстро взят. Владимир не стал казнить наместников Ярополка, а вместе с ними передал сообщение брату: «Владимир идет на тебя, пристраивайся противу биться».
Имея хорошее политическое чутье, Владимир отправляется с войском не прямо на Киев, а в древлянские земли, жители которых имели основания не любить Ярополка.
Владимир решает отложить военные дела ради женитьбы. Решение дальновидное: чтобы закрепиться молодому князю среди древлян нужно породниться в местным знатным родом. В качестве очередной своей жены он выбирает Рогнеду — красавицу-дочь полоцкого князя Рогволда.В этот момент планы Владимира в очередной раз могли пойти прахом. Рогнеда отказала новгородскому князю самым унизительным образом. Она назвала его публично сыном рабыни, что ей, как представительнице знатного скандинавского рода, не престало выходить замуж за бастарда. Зато хотела выйти за его старшего брата – Ярополка. Рогволд этому решению дочери не противился: он был богат и имел много союзников, чтобы обращать внимание на Владимира.
Этого Владимир не простил.
Участь правящей в Полоцке династии была ужасной.
«И поносил Добрыня Рогволода и дочь его, и нарек ее робичицей, и повелел Владимиру быть с нею пред отцом и матерью», — сообщает Лаврентьевская летопись.
12-летнюю Рогнеду Владимир насиловал в присутствии ее родителей и родственников. Разумеется, крепко связанных. Вероятно, в какой-то момент ситуация показалась князю недостаточно пикантной, и он распорядился тут же, на глазах насилуемой девочки зарезать ее отца и братьев. Что и было исполнено.

Не менее живописно было обставлено крестителем Руси и изнасилование беременной жены своего брата Ярополка. Оно тоже производилось на глазах у ее мужа и тоже сопровождалось зарезыванием наблюдателя.

Примерно по такому же принципу князь формировал и свои «похотные дворы». Туда силой и побоями сгонялись «жены и девицы» с окрестных городков и сел. По подсчетам летописцев, только в Вышгороде, Белгороде и Берестове, в сексуальном рабстве у крестителя единовременно содержалось не менее 800 лиц женского пола. Разумеется, в «похотных дворах» Владимир имел возможность насиловать чужих жен и дочерей вдумчиво и почти «без всякой помехи», так как униженные и избитые мужья и отцы рыдали "за тыном", т.е. за оградой...

Кстати, Рогнеда, наречёная Владимиром Гориславой, к качестве жены князя, родила ему четверых сыновей.
Этими сыновьями были Изяслав, Мстислав, Ярослав И Всеволод.
Отнятая у побежденного Ярополка ( и бывшая монахиня) жена-гречанка родила Владимиру Святополка.
Жена чешка - родила князю Вышеслава.
Еще одна жена родила Святослава и Станислава.
Жена болгарка - родила Бориса и Глеба (будущих первых русских святых).
Кроме того, У Владимира были сыновья Судислав и Позвизд.

Позже, в Корсуне, князь Владимир опять изнасилует будующую жену на глазах у родителей...



Собственно, для чего я так подробно рассказываю о некоторых страничках славных дел великого князя - крестителя Руси.
Что бы было понятно, что показанные в фильме варяги ака викинги, на самом деле окружали князя в период его походов, и нравы там были более чем суровые.
Надо сказать, что князь Владимир был, согласно летописям, человеком довольно жестоким и для своего времени, но всё же не стоит оценивать все его поступки с позиций сегодняшнего дня.
И в тогдашней Европе правили князья, во многом не уступавшие Владимиру в жестокости...

На этом фоне арабский Восток того времени выглядел гораздо симпатичнее. И в плане культуры, и в плане быта, ремёсел и пр., арабский восток был гораздо выше тогдашней "варварской" Европы. И в этой связи представляет интерес свидетельство арабского путешественника Ибн-Фадлана.
«Записка» Ахмеда Ибн-Фадлана - чрезвычайно важный источник по истории Восточной Европы X века. Ее автор посетил Волжскую Булгарию в составе посольства аббасидского халифа аль-Муктадира (908-932 гг.)
Там он встретил Русов и подробно их описал.



«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились (высадились) на реке Атиль. И я не видел (людей) с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красны. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но носит какой-либо муж из их числа кису, которой он покрывает один свой бок, причем одна из его рук выходит из нее. С каждым из них (имеется) секира, и меч, и нож, и он (никогда) не расстается с тем, о чем мы (сейчас) упомянули. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтя (ногтей) кого-либо из них (русов) до его шеи (имеется) собрание деревьев и изображений (вещей, людей?) и тому подобного. А что касается каждой женщины из их числа, то на груди ее прикреплено кольцо или из железа, или из серебра, или (из) меди, или (из) золота, в соответствии с (денежными) средствами ее мужа и с количеством их. И у каждого кольца - коробочка, у которой нож, также прикрепленный на груди.

Они грязнейшие из твари Аллаха, - (они) не очищаются от испражнений, ни от мочи, и не омываются от половой нечистоты и не моют своих рук после еды, но они как блуждающие ослы. Они прибывают из своей страны и причаливают свои корабли на Атиле, а это большая река, и строят на ее берегу большие дома из дерева, и собирается (их) в одном (таком) доме десять и (или) двадцать, - меньше и (или) больше, и у каждого (из них) скамья, на которой он сидит, и с ними (сидят) девушки - восторг для купцов. И вот один (из них) сочетается со своей девушкой, а товарищ его смотрит на него. Иногда же соединяются многие из них в таком положении одни против других, и входит купец, чтобы купить у кого-либо из них девушку, и (таким образом) застает его сочетающимся с ней, и он (рус) не оставляет ее, или же (удовлетворит) отчасти свою потребность.
И у них обязательно каждый день умывать свои лица и свои головы посредством самой грязной воды, какая только бывает, и самой нечистой, а именно так, что девушка приходит каждый день утром, неся большую лохань с водой, и подносит ее своему господину. Итак, он моет в ней свои обе руки и свое лицо и все свои волосы. И он моет их и вычесывает их гребнем в лохань. Потом он сморкается и плюет в нее и не оставляет ничего из грязи, но (все это) делает в эту воду. И когда он окончит то, что ему нужно, девушка несет лохань к тому, кто (сидит) рядом с ним, и (этот) делает подобно тому, как делает его товарищ. И она не перестает переносить ее от одного к другому, пока не обойдет ею всех находящихся в (этом) доме, и каждый из них сморкается и плюет и моет свое лицо и свои волосы в ней.
И как только приезжают их корабли к этой пристани, каждый из них выходит и (несет) с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набид, пока не подойдет к высокой воткнутой деревяшке, у которой (имеется) лицо, похожее на лицо человека, а вокруг нее (куска дерева) маленькие изображения, а позади этих изображений (стоят) высокие деревяшки, воткнутые в землю. Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему, потом (он) говорит ему: "О, мой господин, я приехал из отдаленной страны и со мною девушек столько-то и столько-то голов и соболей столько-то и столько-то шкур", пока не сообщит (не упомянет) всего, что (он) привез с собою из (числа) своих товаров - "и я пришел к тебе с этим даром"; - потом (он) оставляет то, что (было) с ним, перед этой деревяшкой, - "и вот, я желаю, чтобы ты пожаловал мне купца с многочисленными динарами и дирхемами, и чтобы (он) купил у меня, как я пожелаю, и не прекословил бы мне в том, что я скажу.

И если кто-нибудь из них заболеет, то они забивают для него шалаш в стороне от себя и бросают его в нем, и помещают с ним некоторое количество хлеба и воды, и не приближаются к нему и не говорят с ним, но посещают его каждые три дня, особенно если он неимущий или невольник. Если же он выздоровеет и встанет, он возвращается к ним, а если умрет, то они сжигают его. Если же он был невольником, они оставляют его в его положении, так что его съедают собаки и хищные птицы. И если они поймают вора или грабителя, то они ведут его к толстому дереву, привязывают ему на шею крепкую веревку и подвешивают его на нем навсегда, пока он не распадется на куски от ветров и дождей.»
Tags: История
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments