skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Всевидящее око

23 января 1935 г.

В Политбюро ЦК ВКП(б)

Докладная записка о картине художника Н.И.Михайлова
на тему похорон С.М.Кирова


Сегодня с утра была собрана партгруппа правления Московского Союза художников по поводу контрреволюционной картины Михайлова (Вольтер, Богородский, Ряжский, Львов, Лехт, Вязьменский и проч.). Затем были вызваны крупнейшие художники Юон, Машков, Герасимов С., Герасимов А., Кузнецов П., Лентулов, Кацман, Моор, Фаворский, Перельман.
Я и т.Бубнов говорили с ними.
Юон, который является крупнейшим знатоком живописи и раньше картину Михайлова не видел, сразу сам обратил внимание на скелет и дал, как специалист, детальный анализ, заявив, что это ни в коем случае не может быть "случайным", что это определенный замысел.К такому же выводу пришли и другие крупнейшие специалисты, обратив наше внимание и на другие детали фигуры смерти, которая дана в картине: на то, что детали ног ея, суставы и проч. даны иными красками и пятнами, что никак не вяжется с пологом, что самые складки противоестественны, что на голове этой смерти подчеркнут блеск и цвет твердой части черепа и что это не может быть человеческой головой; затем выведен отчетливо позвоночный хребет.
Юон далее сказал, что эта картина сделана специально для фотографии, т.к. самый выбор красок построен на том, чтобы фигура смерти наиболее отчетливо выделилась при фотографировании и помещении в печать.

Затем состоялось заседание Правления Союза в составе 40 человек художников. Был вызван Михайлов. Сами художники его допрашивали и по поводу всех деталей картины и по поводу его биографии. Михайлов вначале держался вызывающе и нахально, заявляя, что в картине ничего плохого он не видит, что это эскиз, и угрожал застрелиться. Под перекрестным допросом специалистов, особенно Юона, Лентулова, Герасимова, Мора и др., он в конце заявил, что скелет у него действительно получился в результате его увлечения мистикой и что впредь это для него будет уроком.
Опрос художниками Михайлова с точки зрения его биографии выяснил, что отец его был военным интендантом в гор.Казани, что он сам в 1918 году отправился вместе с белыми из Казани на Восток. Дошел с ними до Владивостока, получил там польский паспорт якобы от художника Шабель-Табулевича (который сейчас тоже находится в Москве и которого обязательно надо проверить - А.С.), отправился с этим паспортом в Харбин, где работал как театральный художник, далее был в Китае. Вернулся в СССР в 1923 году.
На правлении выступали - после сообщения тов.Вольтера - Перельман, Ряжский (ком.), Богородский (ком.), Лентулов, Машков, Кацман, Герасимовы С. и А., Нюренберг, Львов (ком.), Белянин, Радимов и проч., а всего 20 человек, которые вскрыли картину, как контрреволюционную, и клеймили ее автора, требуя исключения его из союза.
После выступлений была принята единогласно под аплодисменты прилагаемая при сем резолюция.
Необходимо добавить, что в картине расстрела парижских коммунаров этого же Михайлова за группой расстреливаемых коммунаров виден череп.
Считаю, что ввиду выяснившихся обстоятельств дела Михайлова, его необходимо арестовать и провести у него тщательный обыск.
Прошу разрешения дать соответствующие указания НКВНудел.

Зав.отделом культуры и пропаганды ленинизма ЦК ВКП(б)
А.Стецкий

Резолюции на докладной записке:
Молотову, Ворошилову, Кагановичу. И.Сталин
Нужно арестовать этого Михайлова. К.Ворошилов
Согласен. Каганович


ДАЛЬНЕЙШИЕ СОБЫТИЯ. Художник Н.И.Михайлов


В декабре 1934 года он написал небольшую картину «Москва в Колонном зале Дома Союзов прощается с Кировым». У гроба Кирова стоит И. Сталин, рядом К. Ворошилов и другие вожди. Картину поместили на выставку. И вдруг в складках знамени, склоненного над Сталиным «разглядели» скелет... Богородский крикнул: «Николай, ты что наделал? Ты видишь скелет?». «И правда, – скелет...», – удивился Михайлов.

В конце января 1935 года художника разбирали на собрании ячейки художников МОССХ. Придя домой, он сказал жене: «Меня, наверное, арестуют...». Так оно и случилось.

Н. И. Михайлов арестован 27.01.1935. Осужден тройкой УНКВД 1.04.1935. Из следственного дела: «…в декабре 1934 после злодейского убийства т. Кирова Михайлов Н. И. написал эскиз «У гроба» откровенно контрреволюционного содержания, изображающий товарищей Сталина и Ворошилова у гроба, охваченных и увлекаемых пляшущим скелетом смерти, и передал этот эскиз на выставку…». Художник признал наличие скелета, но не преднамеренное его изображение. Был приговорен к пяти годам ИТЛ.

Срок отбывал сначала в Воркутлаге, затем начальник Ухтпечлага Я. М. Мороз перевел его в лагерь Ухты, в поселок Чибью. Здесь он работал художником в театре, делал эскизы стенных росписей, написал с натуры портрет Мороза. В 1939 году освободился, поселился в Краснодаре. Был принят на должность главного художника местного театра, но едва приступив к работе, умер от инсульта.

Местонахождение живописных произведений Николая Михайлова неизвестно. Помимо работы «У гроба», упоминается картина «Урал. Загрузка мартена» (1930).

Партийный функционер А.И.Стецкий был арестован и расстрелян в 1938 г.

ИЗ ИНСТРУКЦИИ ГЛАВЛИТА (1935): "Главлитом обнаружены вылазки классового врага. Как замаскированная контрреволюционная вылазка квалифицирована символическая картина художника Н. Михайлова "У гроба Кирова", где посредством сочетания света и теней и красок были даны очертания скелета. То же обнаружено сейчас на выпущенных Снабтехиздатом этикетках для консервных банок (вместо куска мяса в бобах - голова человека).
Tags: История СССР
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments