?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

СССР - родина слонов

Очень часто приходиться слышать эту странную фразу, но думаю, не все задавались вопросом когда и в ответ на какие события она появилась)

А родилась она как реакция на такую занимательную форму борьбы с космополитизмом, как поиск приоритетов русских учёных и изобретателей. В рамках обличения граждан преклоняющихся перед Западом, появилась установка утвердить в народном сознании патриотическую мысль, что все, сколько бы то ни было значимые изобретения и открытия, родились на русской земле и в головах русских людей.



Партия сказала "Надо", комсомол ответил - "Есть!"

Сонмище горе-учёных и горе-историков кинулись на поиск приоритетов. Получилось своего рода соц. соревнование. В каждой отрасли, сфере знаний требовалось отыскать посконное, домотканно-лапотное, не басурманским лыком шитое))

Результаты не заставили себя долго ждать)

Вдруг обнаружилось, что первый что паровой двигатель изобрёл не Херон Александрийский две тысячи лет назад, и даже не Томас Ньюкомен в 1711 году, а русский изобретатель Ползунов, родившийся лишь в 1728-ом)

Весь мир с удивлением узнал, что паровоз изобрёл не англичанин Ричард Тревитик, а отец и сын Черепановы...

Выяснилось что первый самолёт создали не братья Райт, как было принято думать, а А.Ф. Можайский...

Что пионером воздухоплаванья был не общепризнанный Монгольфье, а подьячий Крякутный))

Изобретать велосипед... Так говорят, когда кто то пытается придумать что то, давно придуманное до него. Ну, и кто же придумал велосипед? Конечно же русский) Уральский крестьянин Артамонов )) (С таким же успехом можно было приписать это изобретение лет на 300 раньше)

С лампочкой накаливания неувязочка вышла. Считается что её изобрёл Эдисон. Однако, первенство вполне мог оспорить русский учёный Александр Лодыгин. Да вот незадача - не срослось у него с новой властью, в США эмигрировал. Тогда пришлось за уши притянуть "своего" Яблочкова...

Тут, конечно, надо сделать оговорку. В большинстве своём, как например в случае с Павлом Яблочковым, это были достойные люди, уважаемые учёные, однако, увы, не первые...

Весь это новый тренд нужно было каким то образом утвердить в головах трудящихся И на этот счёт партия выпускала специальные постановления. Т.е. приоритет в тех или иных научных областях определялся не в ходе дискуссий в профессиональных сообществах, а путём партийных постановлений.

Партия решила считать тов. Артамонова изобретателем велосипеда...))

Изобретателем радио во всём мире считается Гульельмо Маркони. В России - Александр Степанович Попов. А что бы ни у кого в мире не оставалось сомнений в приоритете Попова, партия выпускала специальные распоряжения.

Итак, интересные документы)

Докладная записка агитпропа ЦК А.А. Кузнецову и М.А. Суслову по вопросу о приоритете А.С. Попова в изобретении радио
09.10.1947


СЕКРЕТАРЯМ ЦК ВКП(б)
тов. КУЗНЕЦОВУ А.А., тов. СУСЛОВУ М.А.



Заместитель председателя Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР тов. Лапин информирует о состоявшемся 28 сентября 1947 года в гор. Риме конгрессе ученых, работающих в области радиотехники, с участием членов итальянского правительства, иностранных ученых и представителей дипломатического корпуса. Министр почт и телеграфа Италии Мерлин, выступая от имени правительства, сформулировал цели съезда — официальное утверждение приоритета Маркони в открытии беспроволочного телеграфа — радио.
Выяснилось, что Академия наук СССР в числе академий других стран также получила приглашение участвовать в указанном конгрессе, однако Академия наук СССР отказалась принять приглашение на конгресс, президент Академии академик С.И. Вавилов ответил, что приоритет в изобретении радио принадлежит русскому ученому Попову, а не Маркони, и что этот факт исчерпывающе доказан документами.
В ответ на официальную акцию итальянского правительства, направленную на утверждение приоритета Маркони в открытии радио, вопреки фактам и документам, бесспорно доказывающим приоритет Попова, следовало бы организовать коллективное выступление в «Известиях» крупнейших ученых и инженеров в области радиотехники. Всесоюзное научно-техническое общество радиотехники и электросвязи имени Попова и Всесоюзный научный Совет по радиофизике и радиотехнике Академии наук СССР, а также президент Академии наук СССР акад[емик] С.И. Вавилов поддерживают это предложение. Следовало бы также опубликовать в газете «Культура и жизнь» статью акад[емика] Введенского против итальянских фальсификаторов истории открытия радио. В 1945 году в связи с 50-летием изобретения радио Поповым был опубликован ряд сборников исторических документов и материалов, доказывающих приоритет Попова; было бы целесообразно опубликовать в центральной печати рецензии на эти сборники. Кроме того, следует организовать через Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний лекции знатоков истории изобретения радио (Зам[естителя] Министра связи СССР А.Д. Фортушенко, акад[емика] А.И. Берга и др.).
Все эти материалы можно одновременно передать по радио на русском и иностранных языках.


Д. ШЕПИЛОВ
СЕР. СУВОРОВ
9 октября 1947 г.


На документе слева вверху рукописная резолюция: «Согласен. М. Суслов. 9.Х».
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 545. Л. 88. Машинопись. Подписи-автографы.



1 Заместитель председателя Комитета по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР С.Г. Лапин в служебной записке М.А. Суслову от 2 октября 1947 г. предлагал в связи с открывшимся в Риме 28 сентября Международным конгрессом по радиотехнике «усилить пропаганду действительных фактов, связанных с изобретением радио А.С. Поповым, в нашей печати и дать соответствующие указания Совинформбюро и ВОКСу» (Там же. Л. 68).


2 Сообщая в письме от 23/25 августа 1947 г. на имя заместителя председателя Совета Министров СССР Н.А. Вознесенского о том, что Академия наук получила из Италии приглашение на Международный конгресс, «который организуется в Риме в честь пятидесятилетия изобретения радио профессором Маркони», президент Академии наук СССР С.И. Вавилов писал: «Так как давно доказано, что изобретателем радио является русский физик А.С. Попов, то участие советских представителей на предстоящем конгрессе Академии наук считает нежелательным». В письме содержалась просьба «рассмотреть и утвердить текст прилагаемого ответного письма Академии наук СССР, согласованный с Министерством иностранных дел (тов. Вышинским)».
На документе резолюции: «Согласен. Спросить т.т. Жданова А.А., Берия Л.П. и Маленкова Г.М. 27.VIII. Вознесенский», «Согласен. А. Жданов», «29.VIII. Л. Берия; За. Г. Маленков» (Там же. Л. 109).
К документу прилагалась копия ответного письма С.И. Вавилова президенту Итальянского научно-исследовательского совета профессору Г. Колонетти. В нем подчеркивалось, «что изобретателем радио является русский ученый А.С. Попов». Вместе с тем, говорилось в письме, «мы всегда считали необходимым специально подчеркивать талант, энергию и инициативу Маркони и большую ценность его изобретений и достижений в области радио». В заключение письма выражалось сожаление, что Академия наук «не сможет прислать своих представителей на организованный Вами Международный конгресс, так как в начале ноября 1947 г. в Советском Союзе будет праздноваться тридцатилетие Советской власти и академики и член-корреспонденты Академии наук СССР будут заняты подготовкой к этому юбилею» (Там же. Л. 110).


3 В справке Агитпропа ЦК, направленной 13 октября 1947 г. в секретариат М.А. Суслова, сообщалось:
«Указания секретаря ЦК ВКП(б) тов. Суслова, данные в связи с попытками итальянцев приписать заслугу открытия радио Маркони, выполнены.
В газете “Известия” от 11 октября с.г. опубликовано письмо советских ученых, протестующих против сознательного извращения итальянцами фактов в истории открытия радио и недостойных приемов, продиктованных не интересами науки, а корыстными стремлениями капиталистических дельцов и политиков. В той же газете 10 октября в рубрике “На темы зарубежной жизни” опубликована статья Р. Морана “Запоздалый подлог”.

В газете “Культура и жизнь” от 10 октября с.г. по этому же поводу опубликована статья академика Введенского и Шамшура “Посягательство итальянцев на приоритет русской науки”, а также карикатура Б. Ефимова “Радиоперехват” по-итальянски...”.

Даны указания: Всесоюзному обществу по распространению политических и научных знаний (т. Докунину) — об организации в ближайшие дни лекции об изобретении радио русским ученым А.С. Поповым; редакции газеты “Правда” (т. Зворыкину) — об опубликовании рецензий на изданные сборники документов по изобретению радио; редакциям журналов “Радио” и “Вестник связи” — об опубликовании в журналах письма-протеста советских ученых, помещенного в «Известиях»; Комитету по радиофикации и радиовещанию при Совете Министров СССР (т. Лапину) — о передаче по радио на русском и иностранных языках всех публикуемых в нашей печати материалов о приоритете Попова в открытии радио. Уже состоялась передача по радио протеста советских ученых, статьи акад[емика] Введенского и Шамшура из газеты “Культура и жизнь”, а также других материалов» (Там же. Л. 87).

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
ankol1
Mar. 31st, 2016 09:12 pm (UTC)
Никаких противуречий тут нет. Братья Райт первыми создали самолет братьев Райт, а Можайский первый создал самолет Можайского. Эдисон создал первый лампу Эдисона, а Яблочков - первый лампочку Яблочкова, Ильич - первый лампочку Ильича. Ну и т.д.
skif_tag
Mar. 31st, 2016 09:22 pm (UTC)
А почему нет "родителей"у энергосберегаек и светодиодок?)
livejournal
Mar. 31st, 2016 10:27 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
average_russian
Mar. 31st, 2016 10:30 pm (UTC)
а где камент про рентген? )))
oboguev
Mar. 31st, 2016 10:41 pm (UTC)
> Вдруг обнаружилось, что первый что паровой двигатель изобрёл не Херон Александрийский

Почему "вдруг" и "обнаружилось"?
Те, которые не "вдруг", всегда знали и знают, что

Это был первый в мире двухцилиндровый двигатель с работой цилиндров на один общий вал, что впервые в мире позволило ему работать без какого-либо использования гидравлической энергии, то есть, в том числе на совершенно сухом месте, что было огромным шагом вперед по сравнению с существовавшими тогда паровыми машинами, не способными обходиться без вспомогательного гидравлического привода.

В 1764—1766 годах [Ползунов] также сконструировал новый паровой двигатель для привода дутья плавильных печей. Двигатель имел рекордную для своего времени мощность 32 л.с., и впервые позволил отказаться от водяных колес в реальном заводском производстве.


Яблочков:


К началу весны 1876 года Яблочков завершил разработку конструкции электрической свечи и 23 марта получил на неё французский патент за № 112024, содержащий краткое описание свечи в её первоначальных формах и изображение этих форм. Этот день стал исторической датой, поворотным пунктом в истории развития электро- и светотехники...

Свеча Яблочкова оказалась проще, удобнее и дешевле в эксплуатации, чем угольная лампа А. Н. Лодыгина, не имела ни механизмов, ни пружин.

[...]

Успех свечи Яблочкова превзошёл все ожидания. Мировая печать, особенно французская, английская, немецкая, пестрела заголовками: «Вы должны видеть свечу Яблочкова»; «Изобретение русского отставного военного инженера Яблочкова — новая эра в технике»; «Свет приходит к нам с Севера — из России»; «Северный свет, русский свет, — чудо нашего времени»; «Россия — родина электричества» и т. д.

Компании по коммерческой эксплуатации «свечи Яблочкова» были основаны во многих странах мира. Сам Павел Николаевич, уступив право на использование своих изобретений владельцам французской «Генеральной компании электричества с патентами Яблочкова», как руководитель её технического отдела, продолжал трудиться над дальнейшим усовершенствованием системы освещения, довольствуясь более чем скромной долей от огромных прибылей компании.

Свечи Яблочкова появились в продаже и начали расходиться в громадном количестве, так, к примеру, предприятие Бреге ежедневно выпускало свыше 8 тысяч свечей.

[...]

В феврале 1877 года электрическим светом были освещены фешенебельные магазины Лувра. Затем свечи Яблочкова вспыхнули и на площади перед зданием оперного театра. Наконец, в мае 1877 года они впервые осветили одну из красивейших магистралей столицы — Avenue de l’Opera. Жители французской столицы, привыкшие к тусклому газовому освещению улиц и площадей, в начале сумерек толпами стекались полюбоваться гирляндами белых матовых шаров, установленных на высоких металлических столбах.

[...]

Примеру Парижа последовал Лондон [...]

Почти одновременно с Англией свечи Яблочкова вспыхнули в помещении торговой конторы Юлия Михаэлиса в Берлине. Новое электрическое освещение с исключительной быстротой завоёвывает Бельгию и Испанию, Португалию и Швецию. В Италии им осветили развалины Колизея, Национальную улицу и площадь Колона в Риме, в Вене — Фольскгартен, в Греции — Фалернскую бухту, а также площади и улицы, морские порты и магазины, театры и дворцы в других странах.

Сияние «русского света» перешагнуло границы Европы. Он вспыхнул в Сан-Франциско, а 26 декабря 1878 года свечи Яблочкова осветили магазины Винемара в Филадельфии; улицы и площади Рио-де-Жанейро и городов Мексики. Появились они в Дели, Калькутте, Мадрасе и ряде других городов Индии и Бирмы. Даже персидский шах и король Камбоджи осветили «русским светом» свои дворцы.


etc.




Моралитэ: если слоны не родились в России, это не значит:

1) Что слоны родились в Англии.

И также не значит:

2) Что в России не родились не-слоны.
rushla
Apr. 1st, 2016 06:13 am (UTC)
Думаю что очень сложно найти изобретения, которые неожиданно родились "на ровном месте" или, например, "родились во сне" и были самые-самые первые в мире - все имеют свои "корни" и основу у других предшественников
Кому первому удалось широко протолкнуть свою идею, а главное, практический и работающий результат на её основе - "того и тапки!"
Той же "Периодической системе Менделеева" предшествовали попытки систематизировать химэлементы, но это ему удалось совсем не сразу, и как он написал «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы думаете: сидел и вдруг… готово» - перебирал варианты систематизации на основе разных предыдущих открытий - и пришёл к такому - оказалось очень удобному. Для своих узких целей учёные применяют и другие системы, кстати
Что касается радио, то там много отцов-основателей и наш Попов был отнюдь не самый первый, если глубже копнуть историю... как впрочем и Маркони
Именно "отцов", а не "матерей", которые собственно и "родили нечто". А кто был на самом деле "отец-то"? а кто его знает - тогда не знали ДНК. А если сейчас провести "ДНК-анализ" изобретений, то окажется что там очень длинная история с "отцовством" - нет одного на 99.999%
Но некоторых, в пропагандистских целях, тешит мысль о своих "самых-самых первых"
В этом случае более продуктивна практика выяснения, а сколько и почему мы потеряли своих национальных приоритетов в тех или иных областях. Например, ТВ Зворыкина, "хеликоптеров" Сикорского, или современные графены Гейма и Новосёлова
О потерянных для мира безвозвратно приоритетах в ВПК говорить вообще бессмысленно

Edited at 2016-04-01 06:18 am (UTC)
rushla
Apr. 1st, 2016 06:32 am (UTC)
Есть материальная бара для приоритетов - патенты, за которые некоторые авторы в принципе могут безбедно жить... но не наши - "Наши люди в булочную на такси не ездят!" и "Мы и сами с усами!"
С другой стороны иногда оторопь берёт, когда гиганты судятся на многие миллионы за "именно ихний приоритет в расположении кнопки на фоне"...
или "нарушения авторских музыкальных прав" в последовательности 20-30 нот
stryz
Apr. 1st, 2016 06:40 am (UTC)
А ещё есть патентные войны
Сейчас всё ещё проще-по решению суда объявляешь себя родиной слонов,и запрещаешь продажи расово неверных слонов,компании конкурента.
rushla
Apr. 1st, 2016 06:45 am (UTC)
Re: А ещё есть патентные войны
ну такой вариант как раз нам подходит - нафиг деньгу платить за ихние идейки - мы сами давно такое изобрели и придумали!
проблема, что мы, в отличии например от тех же китайцев, сами уже ничего передового массово передрать и сделать и не можем - эксклюзив там ещё как-то, но и то на уровне "ихних" 20-30 лет назаднего

Edited at 2016-04-01 06:48 am (UTC)
stryz
Apr. 1st, 2016 06:52 am (UTC)
Re: А ещё есть патентные войны
А причём тут мы? Если Вы не поняли, я про Galaxy Tab, так то что "нам подходит",давно реализовано, но опять не у нас:)
rushla
Apr. 1st, 2016 07:11 am (UTC)
Re: А ещё есть патентные войны
теперь понял...
Но мне вообще-то ихние проблемы в этом пофиг - "своя рубашка ближе к телу"
А вообще-то такой повышенный интерес к ихней борьбе, мне напоминает наблюдение за борьбой на ринге за чемпионский пояс какого-то заморыша на дальних креслах, который с трудом может 10 раз отжаться от пола.. но у которого в кармане бомба и которой он, в принципе, может легко укокошить обоих чемпионов разом

Edited at 2016-04-01 07:26 am (UTC)
stryz
Apr. 1st, 2016 10:59 am (UTC)
повышенный интерес к ихней борьбе
Стоп,а как же их опыт,технологии? Ведь интерес должен быть многосторонним,что бы знать как на самом деле обстоят дела.
А то получится как с шаттлами-вроде многоразовые,а по факту оказались дороже одноразовых.
Слепо копировать тоже нет смысла.
А на счёт своей рубашки-надо ставить перед собой реальные задачи,а не "догоним и перегоним"(причём везде),как в СССР.
rushla
Apr. 1st, 2016 05:26 pm (UTC)
"догоним и перегоним"
Вспомнились советские токарные станки со странным, на первый взгляд, названием: ДИП-100, ДИП-200 и т.д.
А на счёт "Стоп", так можно просто глядеть на ринг и прикидывать сколька поставил на кого и каковы шансы... заселфиться и гордиться, что "я там был, мёд пиво пил" - круто и бабок немерянно потрачено... кроссы и трусы с майкой и портретом победителя потом купить - "я ж за него завсегда фанатил!" а самому в душе костырить его, за то, что он забил на кого я поставил...
Простая мысль на счёт самому пойти и хотя бы подкачать мышцу таким обычно не приходит... или приходит, когда "всё пропито и выкурено", как у нас это и получается почти всегда
stryz
Apr. 1st, 2016 05:40 pm (UTC)
самому пойти и хотя бы подкачать мышцу
Так может вместо советов как надо развивать технологии,взять и самому начать?
А то все критики,почему то считают что развивать должен кто-то другой,а они будут ровно сидеть на попе. И ладно это были бы "застарелые совки",которые считают что инновационный завод должно построить гос-во,я это слышу от вполне состоявшихся людей,которые знают что при капотношениях бизнес должен это делать сам.
rushla
Apr. 1st, 2016 05:44 pm (UTC)
Re: самому пойти и хотя бы подкачать мышцу
"при капотношениях" - "я вас умоляю!"
stryz
Apr. 1st, 2016 06:10 pm (UTC)
Re: самому пойти и хотя бы подкачать мышцу
А не надо умолять!
Вопрос-кто должен инвестировать в создание новых технологий?
rushla
Apr. 1st, 2016 07:10 pm (UTC)
Re: самому пойти и хотя бы подкачать мышцу
и государство и частник - цицероновское "suum cuique"
stryz
Apr. 1st, 2016 07:48 pm (UTC)
Re: самому пойти и хотя бы подкачать мышцу
так государство и занимается там где нужно(ВПК,АЭС,космос и пр)
А вот кроссовки,джинсы,жвачку, гаджеты-частники должны.
"фабрика Скороход" даром не сдалась:)
Как пример.
Отзыв о новом смартфоне-корпус скрипит,памяти мало,правда зазоры хорошие и батарея держит.
Вариант первый- сделало гос-во.
комменты
"вот потратили наши деньги,сделали г...,откаты,коррупция"
Вариант второй- сделал частник
комменты
"я лох,выкинул деньги,аппарат фигня"
stryz
Apr. 1st, 2016 06:59 am (UTC)
передрать и сделать и не можем
А надо?
Живут же немцы,французы и пр. без своего смартфона.
rushla
Apr. 1st, 2016 07:06 am (UTC)
"А надо? "
конечно не надо! у нас же углеводородов и других природных валом - купим чего нужно!
вот мир вернётся из сумасшествия и будет у нас всё путём снова!

Edited at 2016-04-01 07:07 am (UTC)
skif_tag
Apr. 1st, 2016 07:38 am (UTC)
Re: передрать и сделать и не можем
Не надо. Ну, т.е. не обязательно надо, но если есть - то хорошо.
Но ведь сейчас эта идея фикс "импортозамещение" идёт именно по пути воссоздания всего-всего, этакое натуральное хозяйство в масштабах страны, вариант чучхе.
А многим это необходимо для осознания величия)
stryz
Apr. 1st, 2016 11:14 am (UTC)
Re: передрать и сделать и не можем
Ну не знаю про величие и чучхе,а вот в остальном разве плохо?
Сколько "криков" было ещё до всех событий,что теряем продбезопасность,что будем делать когда нефть закончится и пр.?
Скиф вы сами понимаете хамон сразу не получается,надо около года ждать:)
Я не против отечественного телевизора,не уступающего западным азиатским аналогам,но вот я против чтобы любой ценой его создавать.Либо плавно и не спеша(на деньги частных инвестров),либо не надо изобретать велосипед.
Не надо повторять ошибок СССР,нас всего 140млн. и соревноваться сразу(!) со всем миром глупо.

Edited at 2016-04-01 11:15 am (UTC)
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner