Previous Entry | Next Entry

Парня в горы тяни – рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке с тобой в одной -
Там поймешь, кто такой

Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик,

Значит, рядом с тобой чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют

Да, горы проверяют людей на "вшивость". Здесь поймёшь, кто чего стоит... Понять-то поймёшь, вот только не факт, что кому-то расскажешь.
Романтика - это в кино. А реальность намного жёстче. Особенно, если речь идёт о покорении таких вершин, как Эверест.
Не все знают, что умершие остаются там, где их застигла судьба. Нам, людям цивилизации, интернета и мобильной связи — по меньшей мере странно слышать, что Эверест давно превратился в кладбище. Трупов на нем не счесть и никто не спешит спускать их вниз.

Эверест — это современная Голгофа. Тот, кто идет туда, знает — у него есть шанс не вернуться. Рулетка с Горой. Повезет — не повезет. Не все зависит от тебя. Ураганный ветер, замерзший клапан на кислородном балоне, неправильный расчет времени, лавина, истощение и пр.

Эверест часто доказывает людям, что они смертны. Хотя бы тем, что когда поднимаешься видишь тела тех, кому уже больше никогда не суждено спуститься.

По статистике на гору поднялось около 1500 человек.

Остались там (по разным источникам) от 170 до 200.

В 1975 году один из покорителей уверял, что видел какое-то тело в стороне от основного пути, но не стал подходить, чтобы не потерять силы. Понадобилось еще двадцать лет, чтобы в 1999 году, при траверсе склона от 6 высотного лагеря (8290 м) на запад, экспедиция наткнулась на множество тел, погибших за последние 5-10 лет. Среди них обнаружили знаменитого альпиниста Джорджа Мэллори, пропавшего при восхождении в 1924 году. Он лежал на животе, распростершись, словно обнимая гору, голова и руки были вморожены в склон.

Известная трагедия, потрясшая многих, произошла в мае 1998 года. Тогда погибла супружеская пара — Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано.
Сергей Арсентьев и Френсис Дистефано-Арсентьев, проведя на 8,200 м три ночи (!), вышли на восхождение и взошли на вершину 22/05/1998 в 18:15.Восхождение совершено без использования кислорода. Таким образом, Френсис стала первой американской женщиной и всего второй за всю историю женщиной, совершившей восхождение без кислорода.

Во время спуска супруги потеряли друг друга. Он спустился в лагерь. Она — нет.

На следующий день пять узбекских альпинистов шли на вершину мимо Френсис — она еще была жива. Узбеки могли помочь, но для этого отказаться от восхождения. Хотя один их товарищ уже взошел, а в этом случае экспедиция уже считается успешной.

На спуске встретили Сергея. Сказали, что видели Френсис. Он взял кислородные балоны и пошел. Но пропал. Наверное сдуло сильным ветром в двухкилометровую пропасть.

На следующий день идут трое других узбеков, три шерпа и двое из Южной Африки — 8 человек! Подходят к ней — она уже вторую холодную ночевку провела, но еще жива! Опять все проходят мимо — на вершину.

«Мое сердце замерло, когда я понял, что этот человек в красно-черном костюме был жив, но абсолютно один на высоте 8,5 км, всего в 350 метрах от вершины, – вспоминает британский альпинист. – Мы с Кэти, не размышляя, свернули с маршрута и попытались сделать все возможное, чтобы спасти умирающую. Так закончилась наша экспедиция, которую мы готовили годами, выпрашивая деньги у спонсоров… Нам не сразу удалось добраться до нее, хотя она лежала и близко. Двигаться на такой высоте –то же самое, что бежать под водой...

Мы обнаружив ее, пытались одеть женщину, но ее мышцы атрофировались, она походила на тряпичную куклу и все время бормотала: „Я американка. Пожалуйста, не оставляйте меня“...

Мы одевали ее два часа. Моя концентрация внимания была потеряна из-за пронизывающего до костей дребезжащего звука, разрывавшего зловещую тишину, – продолжает свой рассказ Вудхолл. – Я понял: Кэти вот-вот и сама замерзнет насмерть. Надо было выбираться оттуда как можно скорее. Я попытался поднять Фрэнсис и нести ее, но это было бесполезно. Мои тщетные попытки спасти ее подвергали риску Кэти. Мы ничего не могли сделать.»

Не проходило и дня, что бы я ни думал о Фрэнсис. Спустя год, в 1999-м, мы с Кэти решили повторить попытку добраться до вершины. Нам это удалось, но на обратном пути мы в ужасе заметили тело Фрэнсис, она лежала точно так, как мы ее оставили, идеально сохранившейся под влиянием низких температур.

Такого конца никто незаслуживает. Мы с Кэти пообещали друг другу вернуться на Эверест снова, чтобы похоронить Фрэнсис. На подготовку новой экспедиции ушли 8 лет. Я завернул Фрэнсис в американский флаг и вложил записку от сына. Мы столкнули ее тело в обрыв, подальше от глаз других альпинистов. Теперь она покоится с миром. Наконец, я смог сделать что-то для нее." Йен Вудхолл.

«В таких экстремальных ситуациях каждый имеет право решать: спасать или не спасать партнера… Выше 8000 метров ты полностью занят самим собой и вполне естественно, что не помогаешь другому, так как у тебя нет лишних сил». Мико Имаи.

«Невозможно позволить себе роскошь нравственности на высоте более 8000 метров»

Buy promo for minimal price.

( 21 comments — Leave a comment )
ivvvv
Mar. 29th, 2016 11:59 pm (UTC)
Обычное дело.
livejournal
Mar. 30th, 2016 01:36 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
rushla
Mar. 30th, 2016 06:30 am (UTC)
К сожалению смерть в горах не редкость, но люди всё равно идут - почему? не знаю...
А походы на Эверест недостаточно подготовленных для этого людей, к сожалению, стал бизнесом. В какой-то мере понять такие смерти можно по фильму 1997 года "Смерть в горах" и нового 2016г "Эверест", снятых по драматической истории мая 1996г. В тот год на Эвересте погибло 15 человек.
А.Букреев написал книгу "Восхождение. Трагические амбиции на Эвересте» http://www.alpclubbars.ru/files/Anatoli_Boukreev_The_Climb.pdf/ Есть другой взгляд на произошедшее http://goo.gl/axFb5A
"Билет на смерть" обошёлся клиентам по ~ $65 тыс...
Историю альпинизма в Тагане можно почитать http://alpclub.tagan.ru/history/
Там же есть описание ростовского чемпионского восхождения на высочайшую вершину СССР пик Коммунизма (7495 м) руководителя команды А.Непомнящего http://alpclub.tagan.ru/history/nepom/ Таганрогские его участники живы: А.Непомнящий зав.кафедрой психологии (как сейчас это называется не знаю точно), Цымбал ("Бизон") многолетний дир "Таймази", а А.Цимбал - программёр Спецстрой-связи". У последнего есть проблемы с ногами после обморожений и частичных ампутаций после победы 1977г. Их траверс длился 24 дня...
Первая смерть в горах, потрясшая меня, была гибель невестки Каляева Татьяны. Ещё только зимой, в ещё строившемся Таймази, я ходил в небольшой группе, где она была уже разрядницей. Володя Каляев не ходил тогда, но его сольные "концерты", переходившие в коллективные, прекрасно скрашивали вечера при свечках
Буквально через полгода, в августе, сообщили, что она погибла. Но это меня почему-то совершенно не остановило и прекратил ходить в горы совсем по другим причинам
а Володя женился наверное лет через 10, и его вторую жену звали тоже Татьяна, но в горы она никогда не ходила...
tov_belomor
Mar. 30th, 2016 07:02 am (UTC)
у программёра "Спецстрой-Связи" другая фамилия
rushla
Mar. 30th, 2016 07:57 am (UTC)
да, описАлся - Шура Шалагин
tov_belomor
Mar. 30th, 2016 08:03 am (UTC)
за остальных не знаю, каковы они в мирной жизни, но он - тот ещё Маугли :) колоритен :)
rushla
Mar. 30th, 2016 08:41 am (UTC)
ну тогда в самый раз съездить в "Таймази" и попасть под пресс Цымбала для сравнения :-)
tov_belomor
Mar. 30th, 2016 08:52 am (UTC)
вот спасибо :) ну что, буду иметь в виду :)
rushla
Mar. 30th, 2016 04:02 pm (UTC)
Шалагин всегда был колоритен :-)
На фото 1972г одни из первых строителей альплагеря ТРТИ "Таймази" в горах Дигории - часть из них радиковские альпинисты
2 из них в 1977 году стали чемпионами СССР по альпинизму в классе высотных восхождений - А.Шалагин и А.Цимбал - один из них 3-й слева, а другой - 2-й справа - "угадай мелодию!" :-)
Кстати Шалагин был участником проекта советского суперпроцессора Эльбрус

Edited at 2016-03-30 04:02 pm (UTC)
skif_tag
Mar. 30th, 2016 04:22 pm (UTC)
Хипповый чувак)

А где гитары?)
rushla
Mar. 30th, 2016 04:27 pm (UTC)
по-моему никто из этих не лобзал, а В.Каляева, в частности, здесь нет
tov_belomor
Mar. 30th, 2016 05:05 pm (UTC)
Один легко узнаётся по характерному профилю, за который (нелюбимую) кличку и получил. А второй :)))))) "Я тоже с патлами ходил, но не с такими же, как у того чувака, что их в суп ронял"
rushla
Mar. 30th, 2016 06:14 pm (UTC)
К сожалению должен закончить свой камент с того с чего начал...
В чемпионской команде 1977 года был ещё один радиковец - Колышкин Валерий Алексеевич (1945-1986)

Родился в г. Охотске Магаданской области. 1962 – окончил среднюю школу в Таганроге. 1963 – поступил в ТРТИ и стал работать на заводе «Прибой» (тогда так полагалось). С 1976 года работал на кафедре иностранных языков ТРТИ. Первое восхождение – 1967 на сборах ДСО «Труд» и выполнил 3 разряд. Первым тренером был преподаватель института Макаревич О.Б. МС СССР – 1977. Имея жетон спасателя участвовал во многих спас работах. Инструктор – 1975 г . Работал в КСП Эльбрусского района, а также в альплагерях Кавказа, Памира, участвовал в сборах ДСО «Труд», «Буревестник», «Локомотив». Погиб при восхождении на коварный пик Хан-Тенгри (среди альпинистов просто ХАН - 7010м) на Тянь-Шане
stryz
Mar. 30th, 2016 06:54 am (UTC)
Парадоксальная вещь,песня Высоцкого "не работает" при финальном восхождении на Эверест. Там уже каждый сам за себя.
skif_tag
Mar. 30th, 2016 07:53 am (UTC)
Это раньше была-бы хорошая история про благородных советских "любителях" под песни Высоцкого и коварных профи капиталистических, где чистоган править миром.
stryz
Mar. 30th, 2016 11:00 am (UTC)
Мне кажется и раньше профи знали всю правду жизни,а песня она большее для любителей и народных масс. Это знаете как путешествия/отдых-на короткий срок можно и толпой(хотя бывает и по приезду начинаются срачи) А если на долго ,то только вдвоём.
rushla
Mar. 30th, 2016 08:38 am (UTC)
Не буду спорить о "работает или не работает", но кажется она несколько о другом в принципе
В первой советской и технически сложнейшей экспедиции на Эверест 1982 года не всё гладко проходило, но...
Её описал замечательный фотограф и корреспондент той экспедиции Ю.Рост в книге "Эверест-82" http://goo.gl/c7YcU1 (к сожалению без фото - сама книга очень красочна и есть у меня) Поскольку он до этого никогда не интересовался альпинизмом, то может быть интересна и тем, кто знает о горах только по безумным смертям в сми...
Тот же легендарный Букреев (не использовавший кислород и погибший на не менее легендарной Аннапурне в декабре 1997) на следующий год вернулся на место трагедии и, в частности, похоронил японку, взяв некоторые её личные вещи для мужа. Оказалось, что в это время муж японки поднимался к жене. Они встретились на горе...
rushla
Mar. 30th, 2016 08:49 am (UTC)
"сам за себя"
полагаю вернее будет "наедине с собой и против себя"
stryz
Mar. 30th, 2016 10:52 am (UTC)
Re: "сам за себя"
Это когда сам.
А когда собирается группа из "наедине с собой и против себя",всё сложнее.Ты отвечаешь за себя,и если не смог,то помогать никто не будет т.к. помощь тебе- угроза всем. Да это жестоко,но ничего не поделаешь.
berdasov.online
Mar. 30th, 2016 11:38 am (UTC)
Жесть. Был летом в Приэльбрусье, так там говорят, что ледники до сих пор выносят трупы советских и немецких солдат ВОВ.
Илларион Петров
Mar. 30th, 2016 02:06 pm (UTC)
Ходить нужно на Эльбрус или вообще никуда не ходить.
Во времена нашего студенчества на Эльбрус один товарищ
смог заехать на мотоцикле. Третья категория!
( 21 comments — Leave a comment )