skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Неиспользованный шанс России - Руссобалт.

Начало этой истории положил конец Русско-японской войны в 1905 году. Длинные железнодорожные пути, что вели на Дальний Восток, были уже не так загружены, вагонов требовалось меньше, российская экономика переживала кризис… И на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге предстояло сокращать рабочих. А увольнения — это всегда проблема. Тем более еще свежи были в памяти стачки первой русской революции.

Железнодорожное оборудование Русско-Балтийскому вагонному заводу поставляла бельгийская фирма Fondu, которая делала еще и автомобили — правда, в ничтожном количестве. И когда в 1908 году на РБВЗ встал вопрос о диверсификации, руководство пригласило в Ригу главного автоконструктора Fondu 26-летнего швейцарца Жюльена Поттера и заключило с ним пятилетний контракт.
На брюссельской фирме Fondu делали две легковые модели Жюльена Поттера — Fondu C и K. Перебравшись в Ригу, инженер просто воспроизвел обе конструкции, и уже с 1909 года их начали выпускать под обозначениями Русско-Балтийский С и Русско-Балтийский К.















Великий князь Константин Константинович Романов приобрел три Руссо-Балта, великая княжна Мария Павловна Романова пользовалась машиной модели К12-20 шасси №4 II серии. А согласно журналу сдачи готовой продукции РБВЗ, Собственный Его Императорского Величества гараж в 1910 году приобрел два Руссо-Балта — модель К12-20 под №217 и модель С24-40 под №270, оба с кузовом ландоле.

Вот только сам царь Николай II этими Руссо-Балтами не пользовался. Из 58 автомобилей гаража только десять обслуживали императора и августейшую семью, а остальные, включая и оба Руссо-Балта, были, назовем их так, лакейскими. То есть возили свиту — разных генералов, флигель-адъютантов и бог знает кого. Кстати, даже когда произойдет революция и императорский гараж расформируют, один из «царских» Руссо-Балтов передадут наркому просвещения Анатолию Васильевичу Луначарскому, а Ленина станут возить на Роллс-Ройсе.






























Иномарки всегда были лучше «наших» машин — и до революции, и в СССР, и сейчас (китайские полуфабрикаты пока не в счет). Если и были у нас иллюзии насчет дореволюционных времен, то и их рассеял Шугуров: да, армия покупала Руссо-Балты для укрепления обороноспособности, а аристократия и купечество — для забавы, но суммарные продажи были «ничтожны». Основной же покупательский интерес удовлетворяли Opel и Panhard-Levassor, Benz и Brasier, Ford и Mercedes… Автомобили из Германии, Франции, США — стран, где правил капитал.

Конечно, Россия разворачивалась вслед за Западом — тот же Русско-Балтийский вагонный завод, созданный в 1869 году кельнской фирмой Van der Zypen & Charlier для обхода пошлин на поставку 500 вагонов для Рижско-Двинской железной дороги, к началу XX века разжирел на госзаказах, обрел российских акционеров и превратился в промышленную корпорацию с филиалами в Питере и Твери. В порядке конверсии начали делать сеялки, аэропланы и даже автомобили конструкции приглашенного инженера-бельгийца. Причем почти со стопроцентной локализацией!



Подавляющее большинство из 623 построенных Руссо-Балтов, включая грузовики, было сделано по армейским заказам, а основной владелец РБВЗ М. В. Шидловский, бывший военно-морской офицер, служил в государственной канцелярии и входил в Совет министерства финансов. На одной из самых известных фотографий из истории РБВЗ — штабные Руссо-Балты перед военным испытательным пробегом 1913 года

Но капиталистический Запад развивался быстрее — неприятно, но факт. А в России с ее сословиями и чертой оседлости, с чиновничьим произволом и жесткой царской цензурой были народные волнения, стачки, забастовки, собираемые и разгоняемые Государственные Думы… А потом — революция и семидесятилетний эксперимент по прямому переходу к коммунизму. Минуя капитализм.

Поэтому сегодня нам остаётся лишь оглядываться в прошлое. и гадать на тему "как могло быть, если бы"...




Tags: История. Россия
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments