?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Начало этой истории положил конец Русско-японской войны в 1905 году. Длинные железнодорожные пути, что вели на Дальний Восток, были уже не так загружены, вагонов требовалось меньше, российская экономика переживала кризис… И на Русско-Балтийском вагонном заводе в Риге предстояло сокращать рабочих. А увольнения — это всегда проблема. Тем более еще свежи были в памяти стачки первой русской революции.

Железнодорожное оборудование Русско-Балтийскому вагонному заводу поставляла бельгийская фирма Fondu, которая делала еще и автомобили — правда, в ничтожном количестве. И когда в 1908 году на РБВЗ встал вопрос о диверсификации, руководство пригласило в Ригу главного автоконструктора Fondu 26-летнего швейцарца Жюльена Поттера и заключило с ним пятилетний контракт.
На брюссельской фирме Fondu делали две легковые модели Жюльена Поттера — Fondu C и K. Перебравшись в Ригу, инженер просто воспроизвел обе конструкции, и уже с 1909 года их начали выпускать под обозначениями Русско-Балтийский С и Русско-Балтийский К.















Великий князь Константин Константинович Романов приобрел три Руссо-Балта, великая княжна Мария Павловна Романова пользовалась машиной модели К12-20 шасси №4 II серии. А согласно журналу сдачи готовой продукции РБВЗ, Собственный Его Императорского Величества гараж в 1910 году приобрел два Руссо-Балта — модель К12-20 под №217 и модель С24-40 под №270, оба с кузовом ландоле.

Вот только сам царь Николай II этими Руссо-Балтами не пользовался. Из 58 автомобилей гаража только десять обслуживали императора и августейшую семью, а остальные, включая и оба Руссо-Балта, были, назовем их так, лакейскими. То есть возили свиту — разных генералов, флигель-адъютантов и бог знает кого. Кстати, даже когда произойдет революция и императорский гараж расформируют, один из «царских» Руссо-Балтов передадут наркому просвещения Анатолию Васильевичу Луначарскому, а Ленина станут возить на Роллс-Ройсе.






























Иномарки всегда были лучше «наших» машин — и до революции, и в СССР, и сейчас (китайские полуфабрикаты пока не в счет). Если и были у нас иллюзии насчет дореволюционных времен, то и их рассеял Шугуров: да, армия покупала Руссо-Балты для укрепления обороноспособности, а аристократия и купечество — для забавы, но суммарные продажи были «ничтожны». Основной же покупательский интерес удовлетворяли Opel и Panhard-Levassor, Benz и Brasier, Ford и Mercedes… Автомобили из Германии, Франции, США — стран, где правил капитал.

Конечно, Россия разворачивалась вслед за Западом — тот же Русско-Балтийский вагонный завод, созданный в 1869 году кельнской фирмой Van der Zypen & Charlier для обхода пошлин на поставку 500 вагонов для Рижско-Двинской железной дороги, к началу XX века разжирел на госзаказах, обрел российских акционеров и превратился в промышленную корпорацию с филиалами в Питере и Твери. В порядке конверсии начали делать сеялки, аэропланы и даже автомобили конструкции приглашенного инженера-бельгийца. Причем почти со стопроцентной локализацией!



Подавляющее большинство из 623 построенных Руссо-Балтов, включая грузовики, было сделано по армейским заказам, а основной владелец РБВЗ М. В. Шидловский, бывший военно-морской офицер, служил в государственной канцелярии и входил в Совет министерства финансов. На одной из самых известных фотографий из истории РБВЗ — штабные Руссо-Балты перед военным испытательным пробегом 1913 года

Но капиталистический Запад развивался быстрее — неприятно, но факт. А в России с ее сословиями и чертой оседлости, с чиновничьим произволом и жесткой царской цензурой были народные волнения, стачки, забастовки, собираемые и разгоняемые Государственные Думы… А потом — революция и семидесятилетний эксперимент по прямому переходу к коммунизму. Минуя капитализм.

Поэтому сегодня нам остаётся лишь оглядываться в прошлое. и гадать на тему "как могло быть, если бы"...




Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner