skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Category:

Был бы хлебушек...

Оригинал взят у gaffapi в Как менялись продуктовые цены в 2015 году.


С декабря 2014 года я прилежно и ежемесячно регистрирую цены на весь ассортимент магазина Седьмой Континент. Учитывая мой образ жизни, довольно странно было выбрать магазин, не публикующий цены на табак и алкоголь. К сожалению, об этом я подумал только в августе. (Впрочем, к данному разговору мы еще вернемся :)

А пока готов поделиться накопленной за год наблюдений статистикой.


Методология/Дисклеймер


  1. В качестве источника данных был выбран сайт магазина 7 Континент за самый широкий и регулярно обновляемый ассортимент. Период наблюдений: Декабрь 2014 – Январь 2016.

  2. В среднем за сессию анализируется примерно 4500 продуктовых наименований.

  3. Акционные цены игнорируются. Если яйца два месяца продаются по 100 рублей, а потом просрочку выбрасывают с 50-типроцентной скидкой, это еще не означает снижение цен.

  4. В подсчетах участвуют только те товары, которые были представлены в магазине в течение всего периода наблюдений. Например, к лету 2015 из продажи исчезло много позиций по красной икре. Тем же летом вместо них появились новые. Ни те, ни другие в вычислениях не участвуют.

  5. Расчет усредненных значений, это, во многом, “средняя температура по больнице”. Например, хлеб практически не подорожал, но подорожали пирожные, торты и прочие сладости. Поэтому отдел “Хлеб и кондитерские изделия” покажет серьезный рост цен.

  6. Все расчеты ведутся по цене за грамм/миллилитр в зависимости от вида продукта. Это значит, что как минимум яйца в некоторых расчетах не участвуют – они продаются поштучно.

  7. Усреднение проводится по отделам. Например, из 5-ти разных производителей известно, что один килограмм говядины стоит в среднем 600 рублей, а колбасы – 400. Таким образом можно предположить, что один кг отдела Мясной продукции, представленной колбасами и говядинами, стоит 500р.

  8. Информация о весе/производителе берется исключительно из названия продукта. Соответственно у кофе “"Ambassador" (Амбассадор) Blue Label молотый 250г пакет Италия” производителем будет Италия, а у “Батон зерновой с семенами льна в нарезке 280г п/п Хлебный Дом” производителем будет Хлебный Дом.

  9. При оценке производителей учитываются только те, которые представлены в ассортименте минимум тремя наименованиями продукта.


Данные я перепроверил. Тем не менее, вероятность ошибки есть всегда, поэтому не ожидайте серьезной точности от этих цифр.
Кроме того, как оказалось, точностью не блещет и сама база Континента. Обратив однажды внимание, что "Сервелат Зернистый" от Велком, стоивший в течение года 880 рублей, внезапно в январе стал стоить 437р, я полез перепроверять руками и удостоверился, что все верно - 437р за кг, и это не акция, а регулярная цена. Сейчас смотрю - опять 800.

Индекс 7К

Продукты в Континенте разнесены по отделам и категориям. Все они разные, но если знать их цену и вес/объем, то можно оперировать условно-усредненными значениями.
Всего таких отделов 11 (вообще, больше, но остальные пришлось отрезать), усредненную цену 1кг/1л условной продукции всех отделов я и считаю Индексом.
В конце 2014 он равнялся 916 рублям, сейчас – 1169.



Получается, что за период с декабря 2014 по январь 2016 цены на продукты в 7 Континенте и, предположительно, везде по России выросли на 27.7%, причем самый сильный рост наблюдался вплоть до марта.
По-хорошему, чтобы привести эти цифры к единому индексу, необходимо учесть, какие продукты и в каких количествах потребны человеку, но я вам тут не Росстат, и поэтому просто все отнялсложил и поделил.

Отделы и Категории

Если смотреть по отделам, то больше всего подорожал “Чай, кофе и какао” – 42%. Меньше всего, как ни странно, “Мясо и мясо продукты”.



Причем кофе пострадал меньше всех, сильно выросли цены на чай и какао. А так же за каким-то хреном значительно подорожало растительное масло (даже если убрать из расчетов оливки).
Нагляднее - на диаграмме.



Как видите, сильнее всего подорожали мясные консервы.
А вот хлеб, сосиски, кефиры и прочие пельмени, т.е. все, чем я питаюсь, когда жены нет рядом, подорожали незначительно. Фрукты умудрились вообще подешеветь. Подозреваю, что здесь вмешались сезонный характер фруктовой продукции и игры с ассортиментом.

Отдельно необходимо сказать “за кур”.
Яйца подорожали ровно на 12%. К сожалению яичный ассортимент Континента претерпел серьезные изменения, поэтому единственными постоянными позициями по яйцам в 2015 году остались только перепела и куриные яйца производителя Роскар. Так что 12%, это скорее рост цен продукции Роскар, а не яиц в целом.

Страны и Производители

В маркировке продукта указывается либо имя производителя, либо страна. Реже - и то, и другое.
Поэтому следующая диаграмма довольно условна. Например, удорожание для России в 26% посчитано только на основе продуктов, в имени которых была явно указана Россия. Очевидно, что в большинстве русских продуктов страна происхождения не указывалась, поэтому какой-нибудь Мираторг в расчете удорожания для российских товаров не участвовал.



Белорусы дорожали меньше всех, переиграл, таки, Батька.
Что касается непосредственно производителей, то с большим отрывом лидируют финны, делающие мои любимые хлебцы.



Любопытно, что товары собственного производства (Седьмой Континент) выросли аж на 35%, что значительно выше среднего удорожания. Хотя, например, Свинина для тушения того же производства с 300 рублей упала до 199. Это как вообще возможно?

Особо "порадовал" Красный Октябрь с твердым пятым местом.

Ассортимент

Как я уже говорил, в расчетах участвовали только те позиции, которые постоянно присутствовали в ассортименте от начала и до конца наблюдений. Тем не менее, сам ассортимент регулярно менялся. Как правило, вместо исчезающих позиций добавлялись новые, но их не всегда было достаточно. Больше всего пострадала заморозка.



Зато теперь у нас стало больше творожков и булочек.



Резюмируем

Рассчитанный на данных от Континента рост цен в два раза выше официальной статистики от Росстата (14%). Очевидно, у нас разные механизмы подсчета.
Можно, конечно, не утруждать себя усреднением цен по отделам и категориям, а просто посчитать среднее арифметическое от всех учитываемых продуктов. Тогда получится 22%.
Но, судя по тому, что я наблюдаю в продуктовых магазинах, первое значение в 27.7% мне кажется более реалистичным.


Другие любопытные факты о продуктовых ценах в 2015 году можно посмотреть здесь.
Полный список из 3500 продуктов с ценами на начало и конец периода наблюдений доступен для скачивания здесь.

Tags: Россия
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments