skif_tag (skif_tag) wrote,
skif_tag
skif_tag

Categories:

Россия глазами английского посла

В 1664 году в Москву прибыло посольство из Англии под руководством графа Карлайла, крупного государственного деятеля эпохи Протектората, присягнувшего на верность Стюартам и занимавшего значимые посты в Англии эпохи Реставрации.
Формальным поводом было выражение благодарности русскому царю Алексею Михайловичу за богатые дары, переданные двумя годами раньше посольством князя Прозоровского.

граф Карлайл


Истинной же целью посольства являлось отстаивание торговых интересов Англии, которая на всех фронтах терпела поражение от вездесущих голландцев.
Причину этого хорошо объяснил англичанин Сэмюэл Коллинс, бывший придворным врачом царя Алексея Михайловича в своей книге "Нынешнее состояние России":
"Английское сукно совершенно упало в цене, потому что оно дороже голландского... К тому же мы торгуем одним сукном, а голландцы привозят шелки и всякого рода мелочные товары, расходящиеся больше, нежели сукно, которое теперь выходит из употребления",
- "Голландцы как саранча напали на Москву, и отбивают у англичан хлеб. Они гораздо многочисленнее, богаче англичан, и ничего не щадят для достижения своих видов. Между тем как англичане, ожидая возвращения своих древних льгот, довольствуются словами иудеев: "Наш отец - Авраам; мы - англичане; требуем удовлетворения или будем жаловаться!" Но русские держатся решения Соломонова, и говорят, что деньги на всё отвечают".


Царь Алексей Михайлович


Делегацию Англичан принял Царь Алексей Михайлович, который с едва заметной усмешкой выслушал претензии графа Карлайла:

-"Если царское величество привилегий не возвратит, то как между обоими великими государями основанию дружбы быть крепку?"

Но Алексей Михайлович прекрасно помнил, что два года назад князю Прозоровскому было отказано в денежном кредите:

"А когда король отказал дать взаймы денег, то ведь от этого дружба не нарушилась"

Переговоры зашли в тупик, и в результате посольство князя Карлайла не добилось успеха в защите торговых интересов своей страны. Но за это время наблюдательный граф хорошо изучил жизнь Московии и московитян.
Он оставил подробные и очень интересные воспоминания о той поездке:

"Москвичи роста высокого, хорошего сложения, очень здоровы и имеют довольно гибкие ноги для бега. Встречаются между ними многие, имеющие большие животы и особенно между знатными, которые даже гордятся этим, как будто бы это служит признаком благородства.
Они красивы; глаза у них обыкновенно серые: цвет лица немного смуглый.
Женщины роста среднего, довольно красивы, имеют хороший стан и приятное выражение лица.
Говоря о их природных способностях, скажу, что они созданы для несчастья и труда, к чему и воспитаны с самой колыбели, как мы и увидим впоследствии. Они довольно храбры и из них могут быть xopoшие солдаты. Они хитры и не лишены ума; они так привыкли к неволе, что сделались к ней даже нечувствительными. Они чрезвычайно предаются праздности, что и может служить отличительным признаком этого народа; в работе они ленивы и нечестны и часто удары палки и плети предпочитают честному труду. Вследствие чего пьянство между ними так распространено, что весьма немногие, по своей трезвости, могут составить исключение и водка, похожая в этом случае на напиток Цирцеи.
Так как сложность порока, как говорит Плутарх, зависит от причин его порождающих, то Москвитяне, питая большое отвращение к работе, предаются не только пьянству, но и бесстыдству. Кроме этих порочных и преступных наклонностей, они являются народом в высшей степени вероломным: не смотря на то, что не имеют недостатка в дарованиях, тем не менее они не считают за бесчестье служить нечестно. Что касается до честолюбия и гордости, то должно сознаться, что простой народ не причастен этому; он весь полон уважения и покорности к высшим, так он очень щедр на снятие шапок и низкие поклоны, которые он делает, не шевеля ногами, а только, наклоняя вперед голову.
Женщины делают тот же поклон, что и мужчины, но только опускают голову медленнее и оставляют руки на боку, не дотрагиваясь вовсе своих чепцов (своих шапок). Когда же гражданин или крестьянин обращается к боярину с просьбою, тогда он падает к нему в ноги, полагая, что у бояр как будто на ногах уши: эта-то покорность низшего coсловия и делает знать столь гордою и заносчивою, что, право, затрудняешься сказать, знает ли она, что такое учтивость? Везде они чванятся своими качествами, будет ли это кстати или не кстати и гордый характер, гордое сердце им также нравятся, как и большие животы — как бы смешно и не прилично это ни было."

"Наконец, что особенно достойно замечания, что женщины, будучи вообще от природы красивы и стройны, много румянятся, не допуская возможности без этого быть красивыми. Женщины других наций румянами скрадывают свое безобразие, эти же только портят свою красоту. К тому же румяны, употребляемые ими, столь грубы, что нет нужды быть близко, чтобы их не заметить."

"Правда, они едят хороший хлеб, но он мог быть лучшим, если бы его лучше пекли. С хлебом они обыкновенно едят свежую и соленую рыбу, яйца, овощи, капусту, cвежие или соленые или маринованные огурцы, брюкву и равные другие продукты садоводства, не забывая, конечно, луку и чесноку, которые они очень любят, так что скорее узнаешь Москвича носом, чем глазами.
Недавно они научились у англичан и голландцев употреблять в пищу салат; прежде же они считали за зверство есть сырые травы. Что же касается масла и сыра, то они как то, так и другое плохо приготовляют; иностранцы, едва их могут есть. Из яиц осетра, которого ловят в Волге, приготовляют великолепное кушанье, называемое ими икрою (ikary), а итальянцами, которые его очень любят, cavayar. Эту икру приводят они в твердое состояние и, приготовив ее с солью в течение 10 или 12 дней, едят ее с салатом, перцем, луком, маслом и уксусом. Мясо употребляется ими довольно редко, не смотря на то, что суровость климата и побуждает сделать его главною пищею; но они строго приучены к этому воздержанию религией, которая, более чем полгода, заставляет их поститься."

"Вино, которое они имеют, получается морем через Архангельск от голландцев и англичан. Но, главным образом, они любят водку, которую они пьют много и в которую, не смотря на ее крепость, они примешивают еще перцу, чтобы она не потеряла своего качества. Те же, которые имеют возможность ее пить, не садятся обыкновенно за стол, не выпивши; они ее пьют во время обеда и после него, чтобы способствовать пищеварению. Что касается простого народа, то он готов ее пить всегда, будет ли он пьян или трезв; он так ей предан, что обходиться без нее может только вследствие необходимости. Водка делается частью из хлеба и ячменя, а та, что делается из вина, по большей части, привозится через Архангельск"

"Что касается поведения Московских женщин в отношении своих мужей, то они полны к ним уважения и послушания, словом их желания (употребляя термин священного писания) согласуются с их мужьями. Но с другой стороны, мужья, которые бы должны управлять своими женами, как душа телом, взаимною дружбою, смотрят обыкновенно на них с высока, с презрением и гордостью; находится много и таких, которые считают их неизбежным злом; часто их бьют и содержат скорее их как рабов своего тела, чем как подруг в своей жизни (que pour partie deux memes). Как они недостойно обращаются со своими женами, так точно они очень жестоки к своим детям и, без сомнения, строги в дисциплине в отношении к ним."

Tags: История. Россия
Subscribe
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments