?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На разработку отечественных комплектующих для судостроения потрачены миллиарды. «Деньги съели, а результат ноль», - сказал Рогозин на Морской коллегии в Петербурге.
Это провал импортозамещения

Морская коллегия при правительстве РФ под председательством Дмитрия Рогозина пришла к выводу, что миллиарды, вложенные в импортозамещение в области строительства кораблей и судов, потрачены впустую. Доля иностранных комплектующих в судовых машинах и приборах — 95%.

Днем 2 июля в здании Госуниверситета морского и речного флота имени Макарова прошло первое в 2015 году заседание морской коллегии при правительстве РФ (проходит дважды в год) под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина. На ней несколько десятков участников — чиновники Минпромторга, главы судостроительных компаний, исследовательских институтов — пришли к общему выводу: в идею импортозамещения в судостроительной отрасли вложены миллиарды рублей и, как выяснилось, бесполезно.

Наши машины и приборы никому не нужны

Настроение прошедшего заседания задал вице-премьер Дмитрий Рогозин в своем приветственном слове. Судовое машиностроение, по его мнению, отстало от необходимого технологического уровня и требований современности.

«Активная часть основных производственных фондов имеет износ более 70%. Удельная трудоемкость производства (время, затраченное на выпуск единицы продукции. — Прим. ред.) в отрасли в три-пять раз выше, чем за рубежом. Все ощутимей становится кадровый голод, вследствие чего падает качество производства. Степень использования мощностей — не более 25 – 30%.

Более того, при создании новых типов гражданских судов, вопреки положениям ФЦП «Развитие гражданской морской техники», не предусматривается использование машин и приборов российских производителей, хотя их разработка была успешно завершена, в том числе в рамках этой же самой программы, сказал Рогозин.

Вечные импортные комплектующие

Примеры приводил замглавы Минпромторга Андрей Дутов. По его словам, около 60 – 70% стоимости каждого военного корабля приходится на оплату изделий машиностроительных и приборостроительных компаний. В России всего шесть предприятий, которые занимаются изготовлением приборов, – это концерны «Моринформсистема-Агат», «Гранит-электрон», «Океанприбор», ЦНИИ «Электроприбор», компания «Транзас» и НПО «Аврора». За последние пять лет в рамках ФЦП они выполнили 119 работ на 7,1 млрд рублей, выпустив «огромный перечень приборостроительного оборудования».

Однако вся элементная база в этих приборах — то есть составные части этих изделий — полностью иностранная. «Во всех программах импортозамещения элементная база занимает основную тему: что нужно замещать, как и от чего избавляться, как найти партнеров, которые будут надежно и качественно поставлять в Россию данную элементную базу, и так далее», — сказал замминистра.

С поиском надежных партнеров в последнее время у России большие проблемы. Например, как выяснила «Фонтанка», итальянская компания SORMEC S.r.L Unipersonale из-за санкций Евросоюза почти на полгода затянула сроки поставки грузовых кранов на дизельные ледоколы проекта 21900М (модификация ледокола «Санкт-Петербург», построен Балтийским заводом в 2009 году), который сейчас строится на Выборгском судостроительном заводе.

Завод, кроме того, в течение 158 дней не мог перечислить деньги основному поставщику кабельных линий для этого ледокола — финской компании Prysmian, поскольку ее банковский счет находится в Nordea Bank, вынужденном подчиняться европейским санкциям. В конечном счете с финнами пришлось заключить договор перевода долга на его представительство в России.

Другая проблема в приборостроении – отсутствие серийности. «Практически все производится в единичном экземпляре, поэтому цена возрастает, а качество, которое необходимо достигнуть, не достигается», — отметил чиновник.

Аналогичная ситуация в судовом машиностроении, говорит он, в том числе в производстве двигателей. Минпромторг попытается сблизить производителей между собой, чтобы они подумали о выпуске российских комплектующих. Если получится, промышленники создадут «единое литейное производство, производство различного рода агрегатов, валов и так далее», считает чиновник. «Это снизит себестоимость, увеличит уровень локализации», — убежден Дутов.

Кроме того, замминистра известил участников заседания о разработке «концепции открытой верфи», которая позволяет «на отдельных предприятиях свернуть машиностроение, а на других — развернуть, сэкономив на инвестициях и обеспечив поставки оборудования». Центром для такого проекта может стать площадка Пролетарского завода, считает он. Более подробных параметров этого проекта он не озвучил.

Миллиарды потратили впустую

Главком ВМФ адмирал Виктор Чирков взорвал заседание своим заявлением, в котором провозгласил идею импортозамещения в области судового машино- и приборостроения, по сути, провалившейся. По его мнению, у заказчиков военного флота и гражданских судов больше всего претензий к энергетическим установкам, будь то дизельные или газотурбинные, при этом на всех трех в России заводах, где их выпускают, эта продукция по-прежнему находится в сильной зависимости от импортных поставок.

«Вы посмотрите, что происходит: Военно-морской флот заказывает энергетическую установку, проводит НИРы, ОКРы, НИОКРы, то есть тратит деньги государственные. Пограничники морские тратят деньги. Рыбаки тратят деньги. Гражданское судоходство, морское тратит деньги. Речники тратят деньги. Можно бесконечно перечислять. От «Газпрома» и до частных компаний — все тратят деньги  на одно и то же. Так вот, сегодня в России всего три предприятия, которые делают эти установки. Это Коломенский завод. Это Уральский дизель-моторный завод, который делает так, что крышки двигателей через два месяца просто-напросто морская вода разъедает. И это завод «Звезда», наш любимый. Двигатель-то новый у них  — действительно их разработки, а изготовление чье? Опять импортное! Я вчера с ними общался. А металл, говорю, из которого сделан двигатель, у нас в России способны сделать? А корпус и составные детали? Нет! Растеряли все технологии! Электрооборудование? Нет! Задаю вопрос: турбонагнетающие установки для двигателя кто делает? Австрия, Швейцария, Швеция и так далее! Вы понимаете, что все здесь сидящие люди тратят государственные деньги, а на выходе-то ничего нет!» — объявил адмирал.

В завершение главком ВМФ предложил создать комиссию, которая разберется «со всеми ОКРами и НИОКРами, которые сегодня занимаются созданием энергетических установок».

Что решили

Вице-премьер Дмитрий Рогозин поддержал предложение главкома ВМФ, отметив, что у комиссии, которая займется изучением результатов работы научно-исследовательских и опытно-конструкторских изысканий, будет немало работы.

«Если мы начнем анализировать, куда были потрачены миллиарды рублей, то выяснится, что, в принципе, сегодня должно было быть уже все изобретено и давно иметься в демонстрационных образцах. Вот только на самом деле ничего нет. На бумаге все есть, а когда спрашиваешь о результатах, говорят: «Это просто назвали НИРом, а на самом деле это была форма поддержки нашего научно-исследовательского института». То есть деньги съели, а результатов – ноль. Поэтому полностью поддерживаю предложение», — сказал Рогозин адмиралу.

Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
radiotv_lover
Jul. 6th, 2015 08:57 am (UTC)
Деньги съели, а результат ноль
Если посмотреть на шайбу, которая все с большим трудом влезает в фотоаппараты, то можно даже предположить, кто съел эти деньги. :)
И это явно не "пятая колонна" :), а самый что ни наесть колхоз "Родина".
natotak
Jul. 6th, 2015 09:26 am (UTC)
Хорошая страна, да дуракам досталась...
livejournal
Jul. 6th, 2015 10:35 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
skv323
Jul. 6th, 2015 11:41 am (UTC)
- Построишь летучий корабль?
- Куплю.


создать комиссию, которая разберется «со всеми ОКРами и НИОКРами, которые сегодня занимаются созданием энергетических установок» - вот это интересно. То есть не будут учиться производить нормальную технику, а разгонят тех, кто ее спроектировал?
(Anonymous)
Jul. 6th, 2015 12:43 pm (UTC)
У хряка стал вдруг такой вдохновенно-задумчивый вид.
sharjemix
Jul. 7th, 2015 06:00 am (UTC)
Раньше Рогозин думал что ему по плечу решить все проблемы в космосе и на земле, причем одними распоряжениями. Теперь пришло осознание невозможного...
south_solo
Jul. 6th, 2015 03:13 pm (UTC)
На Прибое основная рабочая сила - бабушки, и, гораздо реже, дедушки пенсионного возраста. Они конечно люди опытные, но о сверхточности речи не идет. С другой стороны руководство понимает, что если уйдут эти - не придет никто, и как пенсионерам им платят нормально.
Если кто-то где-то и выделял какие-то миллиарды, то на Прибое это не отразилось. Вон, на Химической круглосуточную автомойку открыли - одно из бывших помещений Прибоя.
irinapravdina
Jul. 6th, 2015 03:30 pm (UTC)
Кто ж виноват, что только бабушки с дедушками работают на производстве?
А молодежь вся на рынках торговать училась....
(Anonymous)
Jul. 6th, 2015 04:46 pm (UTC)
Ёли-пали, кто виноват, не знаем?
Внутренняя политика должна быть выстроена так, чтобы выгодно было не на рынке стоять, а идти в производствеенные цеха учиться мастерству. Тогда нам не придётся слышать о падении ВВП в минусовую отметку в сравнении с прошлым годом и об инфляции в 16 процентов (признание советника президента Глазьева).
skif_tag
Jul. 6th, 2015 07:23 pm (UTC)
Давайте вместе подумаем.
Ельцин и Чубайс? Это они у власти последние 15 лет?
(Anonymous)
Jul. 6th, 2015 03:51 pm (UTC)
Производством должны руководить профессионалы, а не журналисты и юристы. Основные производственные фонды изношены не на 70%, а на все 90%, зачем приукрашивать действительность. Опытных специалистов нет, а они выращиваются около 10 лет. Теперь О Казахстане. Назарбаев на днях похвастался на канале ОРТ, что они у себя за 5 последних лет построили 770 новых предприятий, чтобы не зависеть от газа и нефти. И прирост ВВП у Казахстана стабильно 5% в год. А у нас в минус. Что скажете?
arcad2000
Jul. 7th, 2015 07:38 am (UTC)
Что тут говорить? Пора к ним засылать в гости вежливых...
(Anonymous)
Jul. 6th, 2015 05:17 pm (UTC)
пупин виноват!
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner