?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ледовое побоище ХХ века

У каждого народа своя история, свои герои. Из уст в уста, от поколения к поколению передаются легенды, были и небылицы, слагаемый в героический эпос, вдохновляющий всё новые и новые поколения.
Вся история чеченского народа - это история вражды и противостояния с соседями, в основном с русскими. В этой многовековой истории была одно страничка, о которой мы сегодня вспомним.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что послужило причиной репрессий, которым подвергся чеченский народ.
В результате операции "Чечевица" тысячи и тысячи чеченских семей были вывезены в течении нескольких дней в малообжитые районы восточного Казахстана.

3369

Для местного населения, для начальства и охраны, они были дикие звери, враги.
И в этих условиях чеченцы самоорганизовывались, что бы противостоять геноциду.
Вот как описывает чеченский эпос события весны 1951 года:

Не только голод и холод испытывали в неотапливаемых помещениях несчастные переселенцы. Сюда периодически наведывались зэки, бывшие хозяева бараков. Они устраивали погромы, убивая и калеча чеченцев.
Убедившись, что помощи им ждать неоткуда, чеченцы решили защитить себя сами. Накануне очередного погрома они собрались вместе и решили "достойно" встретить своих обидчиков, не дожидаясь, пока они ворвутся в бараки. Люди вооружили чем попало всех, кто способен был держать в руках хотя бы палку (включая женщин и детей), и пошли навстречу зэкам, которые двигались к баракам, чтобы в очередной раз подвергнуть их разгрому.
Впереди шла молодежь. Следом – подростки, старики, женщины и дети.

На мосту через реку Иртыш произошло самое настоящее сражение между зэками и восставшими переселенцами. Женщины и дети сражались на ровне со взрослыми мужчинами. Несмотря на неравенство сил, чеченцы дрались с отчаянием людей, которым нечего было терять. Они хватали своих обидчиков, избивали, сбрасывали с моста. На Иртыше был еще лед, и сбрасываемые с моста уголовники разбивались насмерть. От этого весь лед был в крови.


230_5

Совсем по другому описывает эти события Михаил Полторанин, чьё детство прошло в тех краях:

1394774762_polt1

Как то на наш класс выделили две пары валенок. Попробуй их разделить справедливо, когда кругом одни голодранцы. С нами учились чеченцы. И педсовет (а это были русские женщины) передал валенки им. Как представителям обиженного народа. Никто не роптал. Мы все-таки дома, говорили нам взрослые, а их, бедолаг, сдернули с родных мест, загнали черт-те куда. Люди, повидавшие многое, умели жалеть.
Но вот чеченцы обустроились. Обжились. Обвыкли на новом месте. И
пошло и поехало.
Тех, кто делился с ними куском хлеба, они стали грабить и насиловать.
Нагло действовали вайнахи. Нападали по-волчьи, стаями, приставляли к горлу ножи и отбирали деньги, одежду. Молодых женщин тащили в кусты.
По ночам они обшаривали чужие сараи и воровали коров. Знали, конечно,
что наши отцы и старшие братья погибли на фронте, в домах одни вдовы с
мелюзгой — кого им бояться! Одним словом в Восточном Казахстане вайнахи, что называется, оттягивались на вдовах и детворе.

В конце 40-х годов в Усть-Каменогорске и Лениногорске развернулось большое строительство. Начали возводить гидростанцию на Иртыше, Ульбинский завод по обогащению урана, полиметаллические комбинаты. Кому работать, если война выбила всех мужиков. На Украине и в российских областях вербовали людей — они тысячами ехали в Восточный Казахстан. Было много фронтовиков.
«Вербованным» очень не понравился вайнахский террор. Запахло грозой.


Но, чеченский бандиты продолжали своё привычное дело. В Лениногорске преступными лицами из числа чеченской диаспоры произошло убийство малолетней дочери вдовы фронтовика Паршуковой. Всё это происходило на глазах у соседей.

В это же самое время в соседнем Усть-Каменогорске произошло убийство израненного на фронте милиционера. Его обнаружили под деревянным мостом через Ульбу, подвешенным за ноги вниз головой, с перерезанным горлом.
Ситуация накалилась до предела.

На этом фоне случилось другое, вообщем-то заурядное убийство. На почве бытовой ссоры, чеченца, выхватившего нож, насмерть забил железным прутом завербованный горняк. Это известие тут же всколыхнуло Чечен-городок, где компактно проживала вся диаспора. Кавказцы толпой пошли по городу избивая всех встречных рабочих.
Кто не успевал убежать, забивали до смерти.

И тут полыхнуло. Для вербованных это стало сигналом тревоги, тут же нашлись авторитеты, собравшие настоящее войско, двинувшуюся на поселок кавказцев. В руках были вилы, ножи, цепи, топоры.
Настоящее побоище началось у берега реки Ульбы. Чеченцев убивали, рубили топорами, убегавших догоняли и добивали. Чаша терпения переполнилась, и всё то, что копилось месяцами и даже годами, выплеснулось кровавой волной на весенний талый снег.

Михаил Полторанин:

Только-только начался ледоход, Ульба, впадая в Иртыш, уже громоздила торосы. Они вставали на дыбы и рассыпались с грохотом, сталкиваясь. И в эту бурлящую кашу, в этот ад восставшие «вербованные» погнали всю чеченскую диаспору: мужчин, детей,
стариков.
Многие, спасаясь, смогли добраться до другого берега глубокой реки, а
многие тонули подо льдинами. Сколько погибло людей, не известно.
Документальных данных я не нашел, а то, что видел тогда своими глазами (мы жили на крутом берегу Ульбы, куда устремлялись гонимые), подсчётам не поддавалось.


Об инциденте было извещено руководство страны, включая Сталина. Через три-четыре дня начались массовые аресты. Задержанные направлялись в городскую тюрьму, камеры которой быстро оказались переполнены. Судили человек 50. Главный «зачинщик» не был обнаружен.
3 мая 1951 года в докладной записке на имя первого секретаря ЦК КП(б) Казахстана Жумабая Шаяхметова обком партии рапортовал о принятых мерах:

«Дело Мамонова и др. 38 человек деклассированных элементов, обвинявшихся в организации массовых беспорядков, рассмотрено в г. Лениногорске. Дело Цурикова и др. 11 человек деклассированных элементов, обвинявшихся также в организации массовых беспорядков, рассмотрено в г. Усть-Каменогорске.

Все они осуждены по статье 59-2 и 59-7 УК…»


Статья 59 Уголовного Кодекса, действовавшего в те годы, намечала кары за преступления против порядка управления, за погромы и предусматривала длительные сроки заключения или расстрел с конфискацией «всего имущества».

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
benson_winifred
Feb. 9th, 2015 09:52 pm (UTC)
Если сопоставить с событиями начала 90-х, то словам Полторанина веры больше.
basil10
Feb. 9th, 2015 10:06 pm (UTC)
Все таки русские в любом раскладе побеждают Чеченов, а чечены чаще всего бьют толпой или нападают на женщин. Такие они отважные герои.
skif_tag
Feb. 9th, 2015 10:15 pm (UTC)
Процитирую ещё Полторанина:

Мою старшую сестру, восемнадцатилетнюю Раю, в числе прочих
комсомольских активистов отрядили в помощь милиции увещевать нападавших.
Но куда там! «Вербованные» все жгли и крушили на своем, пути. Молодых
комсомолок очень удивило поведение многих вайнахов с кинжалами на поясах:
они сбежали в окрестные пихтачи, бросив семьи на произвол судьбы.
(no subject) - SlavaLukash - Feb. 10th, 2015 06:36 am (UTC) - Expand
livejournal
Feb. 9th, 2015 10:34 pm (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
natotak
Feb. 9th, 2015 10:46 pm (UTC)
Единственный выход - постоянно отдавать им валенки, даже снимая их с ног русских детей.
yorgan
Feb. 9th, 2015 10:50 pm (UTC)
Из того что рассказывали лично мне бежавшие из Грозного ещё до первой войны, похоже, что Полторанин не врёт.
oldpapuas
Feb. 10th, 2015 01:09 am (UTC)
В моей родовой станице в 1990 жители вдребезги разнесли всю чеченскую диаспору. И сожгли автобусы прибывших на подмогу. А потом Москва продалась.
(Anonymous)
Feb. 10th, 2015 06:17 am (UTC)
Моё детство прошло в тех местах и в то время среди высланых немцев, прибалтов и прочих. К счастью чеченов у нас не было. Отношение высланных к местному населению было не дружелюбное, если не сказать озлобленное, а их дети-второгодники-третегодники нас в школах избивали. Власти на всё это смотрели сквозь пальцы, хотя били нас местных из-за их гнилой коммунистической политики. Но тогда мы дети об этом не думали. Так что Полторанин сказал всё правильно, несмотря на близость к "алкашу Борьке" и многие могут ещё подтвердить его слова.
SlavaLukash
Feb. 10th, 2015 06:34 am (UTC)
1. В СССР тотальной депортации были подвергнуты десять народов: корейцы, немцы, финны-ингерманландцы, карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары и турки-месхетинцы. Из них семь — немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары — лишились при этом и своих национальных автономий.
2. Полторанин пишет про вайнахов. Т.е. про чеченцев и ингушей.
3. Бандитизм не имеет национальности.
Банда братьев Толстопятовых — преступная группировка, действовавшая в Ростове-на-Дону в 1968—1973 годах.
4. Вся история чеченского народа - это история вражды и противостояния с соседями, в основном с русскими.
Гордые нохчи вдруг оказались великим народом, куда могущественнее кабардинцев и кумыков?
skif_tag
Feb. 10th, 2015 08:21 am (UTC)
Опять позволю себе воспользоваться цитатой от Михаила Полторанина:

Я тоже придерживаюсь мнения, что нет плохих народов. Есть плохие их
представители. Но если таких представителей очень много, значит, этот народ
нуждается в самоочищении. В ревизии старых обычаев и традиций на
предмет соответствия их современным цивилизованным нормам. Иначе он всегда будет и клят и мят.
Истинному чеченцу не пристало уважать чьи-либо интересы,
кроме лично своих и интересов своего племени. Он должен презирать государство и всех инородцев, обворовывать их, грабить, заниматься разбоем. А если кто-то начнет мешать, того разрешается отправлять на тот свет. Адаты учат:
«Государство—это ничто, клан—все», «Воровство—доб­лесть», «Все
иноверцы—враги» и т.д.
< >

для соблюдения традиций. По своему адату они должны обучать детей
разбойному ремеслу, иначе соседние кланы начнут относиться к их роду как к сборищу отступников от горских обычаев.
В теснинах Кавказа, где все на виду друг у друга, пояснили мне хозяева, важнее даже не быть правоверным чеченцем, а в глазах сородичей и соседей—казаться им. Вайнахи—это нация показных, внешних эффектов, для них ритуал намного важнее самого существа дела. А Чечня—Ярмарка Тщеславия. В ней любят демонстрировать друг перед другом, у кого выше забор, кто больше пленил
рабов в набегах на Ставрополье, у кого богаче добыча на грабеже поездов. «Ты неможешь украсть даже барана!»
—эти слова бросают в лицо вайнаху, чтобы унизить его.

(Anonymous)
Feb. 10th, 2015 06:53 am (UTC)
Многонациональность страны-не совсем хорошо. И Гитлер Россию называл "колосом на глиняных ногах". Отсюда такие большие потери во второй мировой войне плюс просчёты Сталина в подготовке к ней.
Да куда от неё, многонациональности, теперь денешься. Хотя коммунисты утверждали обратное, что является безусловной ложью. Главное, хотя бы сегодня не плодить инородцев, выдавая им российское гражданство. За Россию они воевать не будут, разве только языками, а не реальными делами.
vadim105280
Feb. 10th, 2015 07:15 am (UTC)

Зато сейчас любовь с чеченами

irinapravdina
Feb. 10th, 2015 07:43 am (UTC)
Разжигаете?)))
Skif, есть такая пословица:"кто прошлое помянет -тому глаз вон!"
Ты не боишься без глаз остаться?
Ну, на хера ты это делаешь? Осознанно нагнетаешь обстановку. То белоруссов стращаешь, что на них русские нападут, то казахов...
Вражина ты, при чем косящая под дурачка-либерала.
skif_tag
Feb. 10th, 2015 08:11 am (UTC)
Есть такая наука - история. И есть такой садовый инструмент - грабли.
Знать историю надо. Что бы не наступать. Как минимум.
(no subject) - irinapravdina - Feb. 10th, 2015 12:23 pm (UTC) - Expand
tagglas
Feb. 10th, 2015 09:16 am (UTC)
Молодец, Skif! Профессионально и по-хазарски продолжаешь разжигать межнациональную рознь!
skif_tag
Feb. 10th, 2015 09:34 am (UTC)
Описание битвы на Куликовом поле ничего не разжигает, не?
(no subject) - SlavaLukash - Feb. 10th, 2015 10:09 am (UTC) - Expand
alex_bond56
Feb. 10th, 2015 09:32 am (UTC)
Ничего он не розжигает-типун вам на(в) гениталию,-это история,-это реальность, и знать надо, чтобы ваша дочка не привела в дом средневековье.
irinapravdina
Feb. 10th, 2015 12:27 pm (UTC)
У меня скоро правнуки будут. А ты все боишься в дом привести средневековье!)
vipopovvipopov
Feb. 10th, 2015 09:49 am (UTC)
Больные на всю голову поцреоты болезненно воспринимают критику и любую неприятную для них реальность.
Ничего,вас будут лечить.Голоданием.
irinapravdina
Feb. 10th, 2015 12:25 pm (UTC)
Каким на хер голоданием? Полные прилавки еды. Боитесь голода-возьмите поросенка на балкон! И картошку посадите или топинамбер.
(no subject) - alex_bond56 - Feb. 10th, 2015 12:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vipopovvipopov - Feb. 10th, 2015 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Feb. 10th, 2015 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alex_bond56 - Feb. 10th, 2015 10:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vipopovvipopov - Feb. 11th, 2015 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vipopovvipopov - Feb. 10th, 2015 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Feb. 10th, 2015 06:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vipopovvipopov - Feb. 11th, 2015 01:26 pm (UTC) - Expand
juic
Feb. 11th, 2015 11:12 am (UTC)
У Вас картина мира чёрно-белая (в частностях - путино-белая).
Так нельзя.

Русские - народ закона, народ общества. Чеченцы - народ на другой ступени развития общественных отношений, народ, понимающий только силу. Их "согнули" по историческим меркам совсем недавно. Все всё помнят. Постепенно выгоды от жизни по законам общества стали очевидными, большинство с этими законами согласились. Общество ослабело - выгоднее стало жить по силе. Чеченцев снова воспитывают. Как любое воспитание, это процесс долгий.

Сравнить с шапсугами. Не согнули - сломали. Их и не осталось сейчас фактически. Тоже всё помнят. Но понимают, что смертельно для остатков народа - жить по силе, а не по закону.
( 43 comments — Leave a comment )

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner