?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Капстрана

В советское время руководитель, получивший возможность бывать в загранкомандировках, мог смело считать, что жизнь удалась. Сегодня интересно читать воспоминания советских людей, посещавших зарубежные страны в 60-70 годы. При чём любопытны впечатления не связанные с гастрономическим или шмоточным шоком.
Сергей Павлович Артемьев, заслуженный работник транспорта РСФСР, директор МАДИ в 1938–1943 гг., работник минтранса, вспоминает:

В годы работы в Министерстве автотранспорта и шоссейных дорог РСФСР пришлось побывать в ряде зарубежных стран: Дании, Бельгии, Австрии, Франции, Швейцарии, Польше, Чехословакии. В течение десяти лет совершал поездки в Женеву для участия в работе (в качестве руководителя советской делегации) транспортных органов Европейской Экономической Комиссии ООН. Последние занимались разработкой нормативных документов, обеспечивающих развитие и организацию перевозок грузов и пассажиров на автомобильном транспорте международного сообщения.

image-12

Знакомство с указанными нормативными документами и практической работой по развитию автомобильных перевозок в зарубежных странах позволило мне выступить в качестве инициатора организации подобных перевозок и советскими автомобилями. Они начались в 1963 году. В министерстве было создано Главное управление междугородных и международных перевозок. Было много противников развития международных перевозок автомобильным транспортом СССР, как в самом аппарате Министерства, так и в более высоких органах (Минвнешторге СССР, Госкомитете народного контроля СССР и др.).

До 1968 года эти перевозки осуществлялись преимущественно социалистическими странами. В 1968 году было принято постановление Совмина СССР о развитии автомобильных перевозок с капиталистическими странами. Совтрансавто было разрешено направить в зарубежные страны своих представителей.

Первой капиталистической страной, в которую было решено направить представителей Совтрансавто, была Финляндия. Мне было предложено занять этот пост. В это время я, будучи пенсионером, работал в МАДИ. Мне было 66 лет. Возраст почтенный, но я принял предложение и выехал в Финляндию, где проработал с конца 1969 до начала 1972 года. От работы в Финляндии я получил очень большое удовлетворение. Удалось обеспечить значительное развитие автоперевозок с этой страной и хорошо ознакомиться с жизнью, работой её трудолюбивых и честных жителей.


image-1

По договоренности с генеральным консулом СССР в Хельсинки мне удалось установить порядок, при котором выдача советских виз финским руководителям производилась лишь по согласованию со мной. Это позволило получать информацию о перевозках в СССР и обратно финскими автомобилями.

Много хлопот доставляли железнодорожные перевозки грузов, осуществляемые советскими вагонами. Объём железнодорожных перевозок СССР в Финляндию составлял около трех миллионов тонн в год, обратно — около 0,5 миллионов тонн. Из СССР в Финляндию отправлялось сырье: нефть, лес и др. Для перевозки которых видов сырья требовались цистерны и открытые полувагоны. Из Финляндии в СССР направлялась готовая продукция: холодильники, текстиль и текстильные изделия, продукция сельского хозяйства, бумага и др., для перевозки которых требовались крытые вагоны. Получить их было особенно трудно, при этом часто подавались вагоны, требующие ремонта. На этой почве возникали неприятные ситуации, в ликвидации которых мне приходилось принимать активное участие. Грустно было наблюдать такую картину: в СССР без груза двигаются цистерны и полувагоны, а в Финляндию — без груза крытые вагоны. Эту картину можно наблюдать и в настоящее время. Неудовлетворительное соотношение между экспортом и импортом по автомобильным перевозкам: на каждые два–три автомобиля с грузом из Финляндии в СССР обратно отправляется с грузом один автомобиль.


image-32

О Финляндии сохранились самые хорошие воспоминания. Поражала честность финнов: они не могут присваивать чужие вещи. В первый же месяц работы в Финляндии я забыл бумажник с деньгами и документами в такси. Прошло полчаса, и мне был возвращён бумажник в нашем консульстве. Можно привести много подобных случаев. Финны не умеют работать плохо и выпускать плохую продукцию. Так, при окраске фасадов домов они обязательно расстилают на тротуаре пленку для защиты асфальтового покрытия от краски. Финнам присуще стремление помочь человеку, попавшему или могущему попасть в беду. Приведу такой пример. За несколько дней до отъезда из Финляндии на Родину (срок действия въездной визы окончился) меня неожиданно вызвали на один день в Москву. Финские пограничники при проверке моих документов высказали предположение, что я намерен ещё возвратиться в Финляндию. Услышав мое подтверждение, они посоветовали по приезде в Москву немедленно оформить в посольстве Финляндии в Москве въездную визу, при этом добавили, что они «пропустят меня в Финляндию и без визы, но этого не сделают советские пограничники». Я последовал их совету и без осложнений возвратился в Финляндию. Советские пограничники подтвердили, что без финской визы они меня в Финляндию не пропустили бы.

Поражал демократизм во взаимоотношениях руководителей и владельцев фирм со своими подчинёнными. Стремление и умение обходиться без бумажной переписки, строгое соблюдение словесных обещаний и т. д. С руководителем любой фирмы и даже с министром транспорта легко было встретиться и связаться по телефону. Если нужный человек находился в другом пункте Финляндии, сотрудники фирмы обеспечивали и в этом случае телефонную связь с нужным человеком.

Сама обстановка в Финляндии способствовала ликвидации ненужной бумажной переписки. Приведу такой случай. С увеличением числа советских автомобилей, возросли валютные расходы на приобретение дизельного топлива в Финляндии. Валюта выдавалась каждому водителю. Я предложил решить эту проблему за счёт решения использования кредитных карточек. Мое предложение Совтрансавто было принято. Я обратился (по телефону) к генеральному директору советско–финской фирмы Тэбойл, которая обеспечивала сбыт нефтепродуктов из советской нефти через сеть бензозаправочных станций в Финляндии, с просьбой выдать 50 штук кредитных карточек. Директор недавно приехал на работу в СССР и предложил мне написать ему письмо. На это я заявил ему, что привык решать многие вопросы без переписки, по телефону и что, если без моего письма он решить вопрос не может, я вынужден буду обратиться с этой просьбой к другой фирме. Через 30 минут 50 кредитных карточек лежали у меня на столе.

Финляндия — страна озёр, болот и лесов. Только 4% территории страны можно использовать для производства сельскохозяйственной продукции. Этим объясняется то, что в довоенные и первые послевоенные годы Финляндия была импортером сельскохозяйственной продукции: получала зерно, мясо и мясопродукты и прочее из СССР и других зарубежных стран. В 60–х годах и даже несколько раньше положение резко изменилось. Финляндия из импортера превратилась в экспортера сельскохозяйственной продукции. Возникли трудности со сбытом этой продукции, образовались большие запасы. К моменту моего приезда в Финляндию (1969 г.) здесь уже действовал закон, в соответствии с которым каждый крестьянин, зарезавший дойную корову, получал от государства премию в размере 500 финских марок.

Яйца, сыр, говядина, свинина, мясопродукты в большом количестве стали поставлять в Советский Союз. Могли и увеличить эти поставки, но мы, к сожалению, оказались не кредитоспособными, задолжали миллион финских марок.


image-2

Имея в своем распоряжении легковой автомобиль ГАЗ–24 и управляя им, я побывал во многих районах, городах Финляндии, в том числе и в Лапландии. Приобрел много знакомых и друзей, с некоторыми из которых имел длительную переписку. К сожалению, большинство из них уже ушли из этой жизни.

Возвратившись из Финляндии, я с февраля 1972 года снова приступил к работе в МАДИ.
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
livejournal
Dec. 10th, 2014 12:31 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
tomapol
Dec. 10th, 2014 02:01 am (UTC)
Разный народ жил в те времена в загранке. Мы два года 76-78 прожили в Вене и насмотрелись на сов.загранработников вдоволь. Был такой экономист Стас Шаталин, который напивася по положения риз, А.Аганбегян не напивался так, но из магазинов не вылезал, а блатные вообще ничего не стеснялись.
В то время от СССР консулом был папа В.Ерофеева.
Муж работал в международном институте, где от СССР всем заправлял зять А.Косыгина, Д.Гвишиани, и вся партийная "элита" побывала у нас, и не только у нас в доме. Ходили по домам , выпить и закусить на халяву.
П.С. Впечатления от буржуазной жизни, особенно с диппаспортом, который давал право выезжать за пределы Австрии, было оглушительным.
skif_tag
Dec. 10th, 2014 07:03 am (UTC)
А что там делали наши экономисты? Ну, надо отдать должное Шаталину, всё же не спился, успешно продолжал работать спустя 15 лет)

У меня родственники в это же время, о котором вы говорите годик в США работали, а потом в Бельгии. Конечно, это такой счастливый билетище!)
Когда я слышал рассказы о том, что фирменную одежду в Бельгии продавали на вес, я в это не мог поверить, просто не укладывалось в голове. И только спустя много лет, я догадался, что речь шла, видимо, о "секонд хэнде"))
tomapol
Dec. 10th, 2014 03:27 pm (UTC)
Экономисты приезжали на всякие конференции.
irinapravdina
Dec. 10th, 2014 07:09 am (UTC)
Я ж и говорю:первые перебежчики-это партийная элита. Муж-то, небось, коммунякой был. И теперь вы хаете все русское!
Вот уж поистине:сами засрали страну, а теперь морду воротите.
Какая мерзость.
vasya_ivanov_lj
Dec. 10th, 2014 04:29 am (UTC)
Про финку правда
Да и Швеция такая же примерно
Как выглядит Россия по возвращении - Некрасов кажется писал
vasya_ivanov_lj
Dec. 10th, 2014 04:39 am (UTC)
Немного боянистой классики

лет пять тому назад мне пришлось с писателями Буниным и Федоровым приехать на один день на Иматру. Назад мы возвращались поздно ночью. Около одиннадцати часов поезд остановился на станции Антреа, и мы вышли закусить. Длинный стол был уставлен горячими кушаньями и холодными закусками. Тут была свежая лососина, жареная форель, холодный ростбиф, какая-то дичь, маленькие, очень вкусные биточки и тому подобное. Все это было необычайно чисто, аппетитно и нарядно. И тут же по краям стола возвышались горками маленькие тарелки, лежали грудами ножи и вилки и стояли корзиночки с хлебом.
Каждый подходил, выбирал, что ему нравилось, закусывал, сколько ему хотелось, затем подходил к буфету и по собственной доброй воле платил за ужин ровно одну марку (тридцать семь копеек). Никакого надзора, никакого недоверия. Наши русские сердца, так глубоко привыкшие к паспорту, участку, принудительному попечению старшего дворника, ко всеобщему мошенничеству и подозрительности, были совершенно подавлены этой широкой взаимной верой. Но когда мы возвратились в вагон, то нас ждала прелестная картина в истинно русском жанре. Дело в том, что с нами ехали два подрядчика по каменным работам. Всем известен этот тип кулака из Мещовского уезда Калужской губернии: широкая, лоснящаяся, скуластая красная морда, рыжие волосы, вьющиеся из-под картуза, реденькая бороденка, плутоватый взгляд, набожность на пятиалтынный, горячий патриотизм и презрение ко всему нерусскому - словом, хорошо знакомое истинно русское лицо. Надо было послушать, как они издевались над бедными финнами.
- Вот дурачье так дурачье. Ведь этакие болваны, черт их знает! Да ведь я, ежели подсчитать, на три рубля на семь гривен съел у них, у подлецов... Эх, сволочь! Мало их бьют, сукиных сынов! Одно слово - чухонцы.
А другой подхватил, давясь от смеха:
- А я... нарочно стакан кокнул, а потом взял в рыбину и плюнул.
- Так их и надо, сволочей! Распустили анафем! Их надо во как держать!
pharmazevt
Dec. 10th, 2014 05:46 am (UTC)
Замечательно интересные воспоминания, спасибо! А целиком их где-нибудь можно прочитать?
skif_tag
Dec. 10th, 2014 07:08 am (UTC)
irinapravdina
Dec. 10th, 2014 07:16 am (UTC)
"Финны не умеют работать плохо и выпускать плохую продукцию. "
Чтобы в России чего-то достигнуть, надо в первую очередь заняться воспитанием , чтобы научились работать "Не за страх, а за совесть!"
Без этого мы не сдвинемся ни на шаг.
Так, что? Путин не виноват, что страна не умеет трудиться?!
Наше поколение последнее, кто умел и трудился на совесть. Ваше только пиииии... умеет, а еще с врагами своей страны переписку ведет.
skif_tag
Dec. 10th, 2014 07:21 am (UTC)
Ага, особенно в торговле. Вам бы эту тему не педалировать...
irinapravdina
Dec. 10th, 2014 07:32 am (UTC)
Знаешь, я первые десять лет в ателье работала. Потом в торговле, потом бухгалтером. Друзья у меня работали в разных сферах. Все были трудяги. Стыдно было работать плохо.
А, что в торговле? Я вот , например, очередь обслуживала в два раза быстрее чем другие. То есть производительность в два раза выше была.
Кроме как обвесами в 10-15 гр. меня упрекнуть не в чем. Но это была система! И так работала вся страна. По-другому, обязательно в каждом отделе была бы НЕДОСТАЧА! В мешки и коробки товар "не докладывали".
А на морозе или на жаре поторгуй!
Спроси сейчас базарниц:как это зимой на морозе?
Это твоя подружка из Америке жопу грела в посольствах, а теперь умничает:какая страна СССР и Россия плохая!
Эта тварь и такие как она эту страну такой сделала.
А вы как шавки перед ними заискиваете:кто больше и дальше плюнет в свой народ, который они ограбили и смылись.
Не, все-таки ты недалекий человек. Оно и понятно, дневник твой все объясняет.
(no subject) - skif_tag - Dec. 10th, 2014 07:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 10th, 2014 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - skif_tag - Dec. 10th, 2014 08:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 10th, 2014 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - skif_tag - Dec. 10th, 2014 11:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 10th, 2014 11:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - iztagana - Dec. 10th, 2014 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 10th, 2014 03:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iztagana - Dec. 10th, 2014 03:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vipopovvipopov - Dec. 10th, 2014 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 11th, 2014 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 11th, 2014 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 11th, 2014 07:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 11th, 2014 02:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iztagana - Dec. 11th, 2014 06:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 12th, 2014 04:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - skif_tag - Dec. 10th, 2014 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iztagana - Dec. 11th, 2014 05:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 11th, 2014 07:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - iztagana - Dec. 11th, 2014 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 11th, 2014 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 11th, 2014 07:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 11th, 2014 07:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 11th, 2014 07:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - irinapravdina - Dec. 10th, 2014 08:42 am (UTC) - Expand
spb_zaika
Dec. 10th, 2014 07:16 am (UTC)
В Финляндии до сих пор почти так и есть.Если только бумажник не подберут какие-нибудь сомалийские беженцы.
stryz
Dec. 10th, 2014 04:37 pm (UTC)
А в Финляндию въезд свободный?
spb_zaika
Dec. 10th, 2014 04:44 pm (UTC)
Нужна въездная виза стран Шенгенской зоны. Я живу в Санкт-Петербурге, у нас визы дают в упрощенном и ускоренном порядке как жителям прилегающих к Финляндии территорий. Если нет нарушений по визовому режиму, нет судимостей , то никаких проблем с визой .Приглашение не нужно.
(no subject) - stryz - Dec. 10th, 2014 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spb_zaika - Dec. 10th, 2014 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - stryz - Dec. 10th, 2014 05:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - spb_zaika - Dec. 10th, 2014 05:26 pm (UTC) - Expand
( 44 comments — Leave a comment )

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner