?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Проиграть финнам... Когда-то такое не могло присниться и в страшном сне.
Проиграв в хоккей, мы не можем признать Олимпиаду удачной, даже если в медальном зачёте будем первыми. Для людей старшего поколения - это аксиома, а те, кто помоложе пожимают плечами.
Всё понятно. Они просто не застали тех времён...

ps1973_21

А для нас это хороший повод вспомнить о временах великих хоккейных баталий, когда проигрыш финнам не мог присниться и в страшном сне...


Суперсерия СССР-Канада по значимости вполне была сопоставима с полётом Гагарина в космос.

Это было не просто спортивное состязание, но противостояние систем, мир капитала против авангарда социалистического строя.  Да оно и внешне так выглядело!

Что бы понять эту разницу, просто посмотрите на фото. Этот забияка-хулиган - великий Бобби Кларк

clarke_1_

А это тоже звезда, но советского хоккея того же периода, Владимир Шадрин. Не хватает комсомольского значка))



У этой совершенно эпической суперсерии есть своя предыстория.
Мы все знаем, что канадцы - родоначальники хоккея, и конечно они безраздельно царствовали в этом виде спорта. Но, в 50-е годы очень громко заявили о себе чешские и советские дружины. Они превзошли канадцев на чемпионатах мира и Олимпиадах!
Вот только канадцы были там не самые лучшие... Одним словом, случилась та самая ситуация, лев против тигра)) И они боялись друг друга. В Канаде ходили легенды о виртуозной командной игре советских мастеров, в СССР говорили о непреодолимом силовом давлении со стороны канадцев.

Они так опасались друг друга, что по взаимной договорённости решили сыграть пробную игру, о которой никто не должен был знать. Эта игра состоялась в 1966 году в городе Калинин (Тверь), с этой игры не велись репортажи, о ней не писали в центральной прессе.
Конечно, наши перехитрили канадцев. Была приглашена профессиональная команда «Шербрук Биверс», которая прибыла на игру не чуя подвоха, с намерением поставить на место этих выскочек. Выскочки оказались не лыком шиты, но подвох был не в этом. Анатолий Тарасов специально взял в команду профессиональных боксёров. Было одно условие - уметь стоять на коньках))

Вспоминает сам Анатолий Тарасов:

- Нам нужно было сделать матч – чтобы долго канадцы помнили. Судья был наш, ему было сказано – не свистеть! Фолов сегодня не будет. Не должно быть. А у меня было семь настоящих бойцов, к тому же у меня последние недели тренировки были очень жестокие. Надо было отучить канадцев поднимать на нас кулак!
- Это было зрелище потрясающее – через две минуты все мои у них на верху сидят – кто за уши, кто дубасит и так далее. И вдруг – милицейско-солдатский кордон был прорван. И народ побежал. Могло случиться неприятное. Я дал команду – наши отпустили канадцев. Их играющий тренер Рой лежит около борта, потом санитары пришли – забрали.


Много позже в своей книге Тарасов напишет:

«Это был нехороший матч, хоккеисты часто и много дрались. Это был грязный хоккей. Но мы оказались вынуждены провести этот эксперимент, чтобы канадцы не застали нас врасплох. Перед будущими встречами мы будем настаивать, чтобы матчи эти проводились в рамках правил - в конце концов и правила профессионалов не позволяют устраивать на поле побоища и драки. Там сказано лишь, что силовая борьба разрешена по всему полю. К такой силовой борьбе мы готовы. Но на всякий случай мы решили пойти навстречу канадцам и поиграть в этот грубый, ужасный хоккей. Экспериментом мы остались довольны…Мы почувствовали, что можем играть в разный хоккей, в том числе и в самый жестокий, и ради победы наши спортсмены способны на самопожертвование».

Всё это важно знать, что бы понимать в какой атмосфере шла подготовка к Суперсерии-72...
Кстати, Михаил Суслов был против, и только волевое решение Брежнева зажгло зелёный свет этой Великой серии.

Я не буду подробно описывать  эти игры, любители хоккея и так всё прекрасно помнят, я просто предложу всем окунуться в ту совершенно невероятную атмосферу, которой жил в сентябре 72-ого весь мир!

сс-259 1972 СС Сборная Канады 8

На тот момент это был пожалуй сильнейший состав за исключением Бобби Халла и Горди Хоу, которые тогда перешли в конкурирующую лигу ВХА...

В СССР эти ребята были лучшими...

сс-263 1972 СС Сборная СССР 9

сс-002 1972 СС

Игра игрой, но какое же это было счастье вот так зайти и купить фирменные диски! Говорю без иронии, для меня как для человека "в теме" это было мечтой и 15 лет спустя, после 72 года...

4ec19b7d4902ab38f43cc0b18301

сс-001 1972 СС СССР-Канада

Жан Савар одевает Вячеславу Анисину ковбойскую шляпу

Жан Савар -Вячеслав Анисин

Наши подарили канадцам...матрёшки))

сс-190 1972 СС (11)

За первой игрой серии наблюдало несколько миллионов человек в Европе, более двадцати пяти миллионов канадцев и американцев и около двадцати миллионов телезрителей в Советском Союзе смотрели игру у себя дома.

72-USSR-Canada-6 - копия

93

143

306 - копия

573

Первую игру наши выиграли со счётом 7:3, и для многих канадцев это был шок.

Один известный канадский спорт-журналист поклялся съесть свою статью, где он обещал сухую победу канадцев во всей серии, если он окажется не прав. Ну, что ж, слово пришлось сдержать))

martin-r

Совершенно эпическое противостояние двух богатырей, как два мира, как Пересвет с Челубеем, Александр Рагулин и Фил Эспозито!

сс-162 1972 СС ЭСПОЗИТО Фил, РАГУЛИН Александр

сс-128 1972 СС ххх, РАГУЛИН Александр

сс-081 1972 СС РАГУЛИН Александр, ЭСПОЗИТО Фил

Здорово доставалось Харламову...

сс-111 1972 СС ХАРЛАМОВ Валерий, ххх

И Мальцеву...

сс-116 1972 СС ххх, МАЛЬЦЕВ Александр

Канадцы - ребята габаритные. Пит Маховлич

сс-099 1972 СС ТРЕТЬЯК Владислав, МАХОВЛИЧ Пит, МАЛЬЦЕВ Александр

Якушев, Мишаков, опять Якушев...

сс-006 1972.09.02 № 1 Монреаль ТМ Канада 3-7 СССР ЯКУШЕВ Александр, ДРАЙДЕН Кен, ЗИМИН Евгений

сс-016 1972.09.06 № 3 Виннипег ТМ Канада 4-4 СССР МИШАКОВ Евгений, ххх, ххх, ПАРИЗЕ Жан-Поль, ЭСПОЗИТО Тони, СОЛОДУХИН Вячеслав, ЯКУШЕВ Александр

сс-019 1972.09.22 № 5 Москва ТМ СССР 5-4 Канада ЯКУШЕВ Александр, АНИСИН Вячеслав, Уайт Билл, ЭСПОЗИТО Тони, ххх

Васильев и Рон Эллис

сс-028 1972 СС ВАСИЛЬЕВ Валерий, ЭЛЛИС Рон

сс-039 1972 СС ДРАЙДЕН Кен, АНИСИН Вячеслав, БЕРГМАН Гэри, ЛЕБЕДЕВ Юрий, РАТТЕЛЬ Жан, БОДУНОВ Александр

Бобби Кларк и Валерий Харламов

сс-043 1972 СС КЛАРК Бобби, ХАРЛАМОВ Валерий

Кстати, швейцарская фирма Омега выпустила специальную серию часов...

сс-275

Валерию Харламову сломали ключицу, но канадцы его уважали. И на руке у него такая вот Омега))

obs_kharlamov_beliveau_vikulov_sep72

Билетов было не достать...

сс-312 1972.09.28 № 8 Москва ТМ СССР 5-6 Канада

Перед началом пятого поединка, во время объявления хоккеистов, Фил Эспозито поскользнулся и упал прямо на пятую точку. Однако канадец не растерялся и, встав на одно колено, отдал поклон болельщикам, заслужив тем самым аплодисменты. Третьяк потом по этому поводу вспоминал: «Если бы я или кто-либо другой из моих одноклубников упал вот так, то мы не нашли бы себе места со стыда. Мы бы никогда не сделали так, как Фил Эспозито, — как артист, с такой элегантностью».

сс-018 1972.09.22 № 5 Москва ТМ СССР 5-4 Канада ЭСПОЗИТО Фил

В игре было уже не до смеха...

сс-070 1972 СС МИХАЙЛОВ Борис, ххх, ххх, ххх

сс-074 1972 СС ПАРК Брэд, ЭСПОЗИТО Тони, ВИКУЛОВ Владимир, БЕРГМАН Гэри, МАЛЬЦЕВ Александр

сс-102 1972 СС ТРЕТЬЯК Владислав, ЭСПОЗИТО Фил, МИШАКОВ Евгений, КУЗЬКИН Виктор

сс-103 1972 СС ТРЕТЬЯК Владислав, ЭСПОЗИТО Фил, ххх, ххх, ххх,ххх, ХЕНДЕРСОН Пол, ххх,

сс-110 1972 СС УАЙТ Билли, ПЕТРОВ Владимир

сс-127 1972 СС ххх, ПАЛАДЬЕВ Евгений

сс-154 1972 СС ЭСПОЗИТО Тони, ЭЛЛИС Рон, ВИКУЛОВ Владимир

сс-167 1972 СС ЭСПОЗИТО Фил, ТРЕТЬЯК Владислав


А серию выиграли канадцы, они победили в 4 матчах, наши в 3, и одна игра закончилась ничейным счётом.


Но, это было не так важно. Гораздо важнее, что это была настоящая Игра - большой Хоккей.

Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
gord15
Feb. 19th, 2014 10:54 pm (UTC)
Пост отл.!!
За последние 22 года РФ проиграла финнам на олимпиадах 5 матчей из 7, некоторые - 0:5, 0:4 (((
iztagana
Feb. 20th, 2014 02:37 am (UTC)
Помню, что до начала 80-х было примерно такое соотношение во встречах СССР с финнами: около 40 побед при одной ничьей, и то на каком-то второстепенном турнире, типа Известий. А в середине 70-х на одном из ЧМ шведов мы обыгрывали 13:1 и 11:2. Только чехи были вечной проблемой тогда. Не сказать, что не было провалов. На чемпионате в Катовице проиграли полякам в первом же матче 4:6, хотя за год до этого выигрывали у них 20:0. Это был эпик фэйл!
supermodelz
Feb. 22nd, 2014 09:15 am (UTC)
Спасибо за статью! Вот какое есть соображение (ни в коем случае не умаляя великую эру нашего хоккея!):
Как канадцы, так и другие наши соперники тогда в 1970-х и 1980-х признавая силу нашей сборной, отмечали, однако, что в то время как европейцы (финны и шведы) были любителями (играли в хоккей в свободное от основной работы время), русские были любителями лишь на бумаге, а де факто - профессионалами. В бесконечных спортивных брошюрках советского времени с биографиями спорстменов (не только хоккеистов, кстати, но и футболистов и т.д.) всегда была строчка "по основной профессии - электромонтер" (например). Официально профессионального спорта в СССР не было, и формально любительский статус позволял нам участвовать в ОИ, в то время как профессионалы из Канады и США пробились на ОИ лишь в 1998 году.
То, что мы громили шведов и финнов с разницей в 10 и более шайб на ОИ и ЧМ - был и показатель того, что они шли "голой пяткой на шашку". Сейчас времена изменились, и уровни выровнялись, т.к. все сборные имеют возможность привлекать самых луших. Поэтомы и ушли эпические разрывы в счете, и хоккей стало смотреть интереснее (в 19070-х же играла не последнюю роль не только спортивный результат, но и борьба идеологий!). Наши в Сочи привезли хорошую сборную, но несыгранную. В советское время сборная, как правило, была на основе доминирующего клуба (в конце 1980-х это был ЦСКА) + были длительный сборы перед турнирами. Оттуда была и супер-сыгранность. А когда наша сборная полностью собралась перед ОИ в Сочи? Кроме того, каким бы профессиональным не был спортсмен, против вращения Земли не попрешь - на нормальную акклиматизацию (смена воды, часовых поясов, локальное время светового дня и т.д. и т.п.) у человека уходит порядка 2 недель. Грех было, выступая дома, не воспользоваться возможностью организовать предолимпийский сбор заранее в том же Сочи, а не просыпаться уже по ходу игр. В общем, лично я трагедии никакой не вижу: техника есть, школа есть - нет определенного комплексного подхода, который был лет 30-40 назад. Кроме того, есть сильные соперники, что делает игру только интереснее. А переживать из-за того, что были времена, когда наши де факто профессионалы громили финских любителей - совсем не стоит. :)
tomapol
Feb. 20th, 2014 03:41 am (UTC)
Да, смотрели тот матч. Не могли оторваться от телевизора.
e_vajs
Feb. 20th, 2014 06:35 am (UTC)
Да, команда была великой.
Но тройка поначалу была другой: Михайлов-Петров-Блинов.
А первый матч с Канадой в записи на следующий день в СССР показывали. Прямой трансляции не было.
И страха у наших не было.
Внимательно посмотрите тот матч. Наши были уверены в своих силах. И спокойненько так раскатали канадцев.
Раскатали так, что те после игры сразу с площади убежали, даже руки жать нашим не стали.
Curtis Blowfloat
Feb. 20th, 2014 09:43 am (UTC)
Не Жан, а Серж Савар
Исправьте, пожалуйста... )
evgen_gavroche
Feb. 21st, 2014 01:58 pm (UTC)
Да, наверно не скоро мы увидим большие полуфиналы и финалы с канадцами.
afinogenovich
Feb. 22nd, 2014 01:08 am (UTC)
Смотрел эти игры. Хорошо все помню. Причина поражения в той серии была проста- русских , просто, избили. После переезда серии в Москву, когда канадцы поняли, что им не светит, устроили настоящую бойню на поле. Не знаю, что вы там пишите про подготовку наших к дракам, но, на деле, наши не были к этому готовы, и, мало того, драться было категорически запрещено, т.к. на играх присутствовал сам Леонид Ильич....Вот, и валялись под канадцами с набитыми мордами, боясь потерять место в сборной. Это потом уже стали отвечать, но тогда был полный позор! Оттуда и знаменитая фраза, сказанная Н. Озеровым-:" Такой хоккей нам не нужен!!!!" Так что, не надо "Ля- Ля!" А то, чем дальше от войны, тем больше героев.
Татьяна Покидько
Feb. 22nd, 2014 06:00 am (UTC)
Татьяна
Отличная статья ! Спасибо ! Мне было семь лет, но помню эту серию очень хорошо. У нас была великая команда на все времена. Именно команда, а не набор "звезд"
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner