?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry








Известный каждому таганрожцу как Дворец Алфераки, дом был построен в 1848-59 годах Николаем Дмитриевичем Алфераки. Долго, дорого и качественно.
Дом по праву называют дворцом, даже сегодня он, несомненно, является самым значительным зданием в городе, а в середине XIX века, когда он возвышался над окружающими постройками, затмевал своей роскошью и великолепием всё вокруг...
Отец Николая - Дмитрий Алфераки, был очень богатым человеком, ему принадлежали земли у миусского лимана, на побережье залива, многочисленные дома и лавки в Таганроге. Но и наследников было не мало - шестеро детей от Софьи Перестиани, первой жены, и пятеро детей от второго брака с Марией Фёдоровной Депальдо.
Что интересно, Леонид, Николай и Ахиллес - сыновья от первого брака, ушли в мир иной молодыми людьми, 20-27 лет от роду. И сыновей от второго брака Дмитрий Алфераки назвал в их честь - Леонид, Ахиллес и Николай.
Николай родился когда отцу было уже 67 лет... С детства Николай воспитывался в благородном пансионе при Московском университете, затем окончил отделение нравственных и политических наук Харьковского университета со степенью кандидата...
Отец умер, когда Николаю было 15 лет, мать умерла спустя 10 лет, и в наследство Николаю достался большой участок земли с небольшими домиками на Католической улице. Главным распорядителем большого наследства стал старший брат Николая, сын Дмитрия Алфераки от первого брака Илья Дмитриевич, который был старше Николая на 40 лет...

Спустя некоторое время Николай Дмитриевич очень удачно женится в Харькове, получает очень большое наследство, и принимает решение приехать на малую родину в Таганрог, и построить прекрасный дворец на фамильном участке.
Проект заказывает у своего знакомого петербуржского архитектора Андрея Ивановича Штакеншнайдера, приглашает столичных подрядчиков - строителей и отделочников...





Павел Филевский пишет:

«Из Петербурга прибыл в Таганрог целый караван: одних роялей было семь, бильярд, более сотни картин, между которыми были Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Айвазовский, Брюллов и другие. Привезли погреб из 8000 бутылок вина, фарфор, бронзу. Выписан из Чехии пианист Прокеш и пианист Ганноверского короля Воланж, скрипач Ланцетти, гувернер для детей англичанин Деш и дядька для них Бурхард, столяр Дрегхампф. Это переселение было совершено в 1860 году. Он был женат на дочери харьковского откупщика Любови Кузьминичне Кузиной. Старший сын Николай умер молодым, Ахиллес, разносторонне даровитый, джентльмен до мозга костей, был впоследствии городским головой, Михаил — камергер, Сергей — известный своими трудами орнитолог».

Выходит, что Николай Дмитриевич в своём Дворце толком и не пожил - всего три года. Умер он относительно молодым, 48-ми лет, в 1863 году.
Кстати, его брат Илья, который был на 40 лет старше, его пережил, и умер а 1867, бывает же так...

Обратите внимание, что на всех последующих фото, на крыше уже отсутствуют вазы...









В наше время их восстановили...




В год смерти Николая Дмитриевича в их дворце останавливались дорогие гости - будущий Император Александр III вместе с сопровождавшим его художником Алексеем Боголюбовым.
Алексей Петрович писал:

В Таганроге поместились в доме госпожи Алфераки, вполне роскошном и благоустроенном, напоминающем своею обстановкой Париж. Госпожа Алфераки жила здесь со своими детьми (Ахиллес, Сергей, Михаил, Николай). Его примечательностью считалась роскошная галерея картин, где были и Тройон, и Руссо, и Марилла, Гюден, Верне и пр. и пр. мастера 1830-х годов Франции. Везде ковры и мрамор. Золото не купеческое, но полное вкуса и стиля комнат. Рояли Этара и Пленеля. Тропические растения, журналы, книги настольные и библиотека. Всё это служило подспорьем внимательной хозяйке для комфорта её царственного гостя.





Подробное и интересное описание архитектуры Дворца Алфераки дает Александр Николаевич Баландин:

«Бывшее палаццо культурных греков Алфераки, теперь краеведческий музей, лучший по классической стилизации, по красоте и изяществу драпировок дом в Таганроге: четыре безукоризненно выдержанных коринфских колонны с роскошными классическими капителями, по фасадной части шесть красивых пилястров, установлены колонны и пилястры на портике с целью скрасить их массивность и сделать еще более величественными. Портал же (выступающий наружу или углубленный в здание архитектонически украшенный вход в какое-либо значительное здание) устроен внутри здания и состоит из величественно прекрасной мраморной лестницы в 41 ступень, над колоннами пять тритонов, а дальше, по обе стороны, детские головки, на фронтоне герб в гирляндах. Те же детские головки, перемежающиеся с пилястрами и гирляндами, расположены и по остальным стенам здания, над коридором высится до половины здания бельведер, т. е. плоская вышка, откуда открывается красивый вид. Выходная дверь на бельведер внутри здания украшена пилястрами с классическими капителями. Внутри здания имеется художественный уголок в два света с хорами, здесь чуть ли не ежедневно устраивались концерты камерной музыки силами собственного струнного оркестра для хозяев и избранной публики. Бывали на них и столичные гости, например известный лейб-медик Боткин и композитор П.И. Чайковский. Но особенно замечательна здесь парадная зала, в которую ведет легкая красивая арка. Зала состоит из трех отделений: в первом отделении консоли редкой красоты, розетки в кругах и квадратах, в центральном отделении так же консоли еще более привлекательной конструкции, а от них к центру потолка тянутся поразительно красивые дуги, между которыми помещены фрески — медальоны в количестве четырех из жизни версальских салонов эпохи Людовика XIV, XV и XVI: дамы и кавалеры в напудренных париках и роскошных костюмах. В дальнем отделении залы новые варианты консолей, дуг и других геометрических фигур. И живопись, и лепка, и резьба — все это работы итальянских мастеров, специально выписанных сюда для этой цели. Орнаменты всех трех отделений зала выдержаны в стиле господствовавшего во Франции XVII века рококо.


В советское время Дворец стал приходить в упадок - это видно по колоннам на крыше...










Сегодня прекрасный дворец продолжает радовать таганрожцев и гостей города...



Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
livejournal
Feb. 21st, 2017 12:40 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
gaffapi
Feb. 21st, 2017 08:16 am (UTC)
я почему-то полагал, что успенский собор был ориентирован вдоль фрунзе/азовской.
а он стоял, судя по первым фото, вдоль добролюбовского.
skif_tag
Feb. 21st, 2017 08:24 am (UTC)
rushla
Feb. 21st, 2017 09:21 am (UTC)
Не совсем по вопросу, но...
Церкви ставят достаточно строго по отношению к направлению на Иерусалим в конкретном месте. И если улица уже есть, то для церкви её направление "не указ"
Сергей Козлов
Feb. 21st, 2017 01:58 pm (UTC)
..при чём здесь Иерусалим...алтарь - на восток..и всё..!
rushla
Feb. 21st, 2017 07:34 pm (UTC)
Да, несколько наврал :-( Зациклился на своём случае со старой церковью на родине предков. Показалась архитектура и многое прочее, включая отсутствие документов, странным. Отдал на суд спецов-архитекторов мой случай несколько лет назад. Сейчас перечитал переписку и понял, что основная ориентация действительно на восток
Так вот, в ходе переписки выяснилось, что церковь стоит неправильно. Но один из спецов нашёл церковный документ, что были варианты и с ориентацией придела на Иерусалим, что с натяжкой можно было привязать к моему случаю - запомнил и зациклился... но сейчас уже точно нашёл, что это бывший дом застреленного в столице сына помещика, а архитектура очень напоминает дом в основном поместье. Его дом и отдали под церковь Воскресения через 5 лет
Кстати, сейчас посмотрел наши 3-и Таганрогские церкви по гуглу и... они вообще непонятно по какому принципу стоят и все по разному. А вот старая церковь в городке где я родился точно приделом на Иерусалим...
Спасибо, что увидели ошибку
rushla
Feb. 21st, 2017 07:53 pm (UTC)
Кстати, Успенский собор, я бы сказал, больше ориентирован на Иерусалим... по крайней мере Успенский (Добролюбовскй) переулок после Иерусалимской (Александровской) практически точно на оный :-)
(Anonymous)
Feb. 21st, 2017 06:37 pm (UTC)
Надо асфальт убирать с Фрунзе. Восстанавливать брусчатку, только ровную чтобы машины не трясло!!!
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner