?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Возвращаясь к похоронно-кладбищенской теме, затронутой в посте о заседании комиссии по ЖКХ Городской Думы...
Сначала несколько соображений общего характера. Так уж устроена жизнь, что все кладбища рано или поздно становятся "старыми кладбищами". Изначально организованные за пределами города, они со временем оказываются в черте города, и иногда и практически в его центре. Естественно, кладбища эти, хоть действующие, хоть уже не действующие, продолжают оставаться центром притяжения для значительной части населения города. Т.е., кладбище сегодня, помимо сугубо утилитарного предназначения, является общественным пространством, и требуют такого же внимания к организации, планировке и благоустройству, как любое городское общественное пространство.



Если же говорить о конкретике, то у меня вызывает не просто удивление, а я бы сказал, недоумение, те диалоги между депутатами и руководителями похоронного дела, которые довелось услышать.
Депутаты возмущались фактом выделения участков, приобретённых гражданами на перспективу, директор кладбища делал круглые глаза, и уверял, что депутатам это привиделось...



Так вот, я теперь совсем в замешательстве - у нас что, этот вопрос вообще никак не отрегулирован, или депутаты не нашли времени, что бы изучить вопрос? Но в таком случае удивляет молчание чиновников и непосредственных руководителей службы.
Надо сказать, что желание людей упокоиться рядом со своими близкими совершенно естественно, понятно, и не должно вызывать какого-то осуждения. Более того, закон гарантирует гражданину одно человеко-место непосредственно по соседству с могилой близкого родственника. Я подчёркиваю особо - бесплатно!
А вот дальше начинается самое интересное. Понятно, что многие люди хотят иметь семейные участки - это нормально, так было и на нашем старом кладбище. И закон позволяет это. В частности статья 21 Федерального закона N8-ФЗ, прямо говорит о семейных (родовых) захоронениях.
А вот расшифровка этой статьи отдана на откуп местного самоуправления - тех же депутатов. Я это вижу примерно так - каждый гражданин, похоронивший близкого человека имеет право на приобретение участка на несколько захоронений рядом со своим родственником, скажем, не более пяти человеко-мест, и при этом в кассу(!) должно быть оплачено тысяч 150. Думаю, разумно иметь дифференцирующую шкалу - человек, похоронивший близкого, имеет право на присоединение соседнего человеко-места по закону бесплатно, ещё одно место он может приобрести, заплатив 20 тыс., каждое дополнительное +70 тысяч, но всего не более пяти. Или семи...

Вот, например, в Московской области (цитирую): размер места для семейного (родового) захоронения (с учетом бесплатно предоставляемого места для родственного захоронения) не может превышать 12 кв. метров.
При этом стоимость кв. метра оценивают в 10 т.р. В одном из районов. Видимо, в других стоимость может быть и выше.

При этом Федеральный закон ограничивает площадь таких зарезервированных мест по отношению к общей площади. Кажется, не более трети они могут занимать. Местные власти обычно это соотношение устанавливают более жёстко - как одна пятая, одна седьмая...

Конечно, это хорошие, очень хорошие деньги. Поэтому вопрос о содержании кладбища в образцовом состоянии должен отпасть сам собой.

Есть ещё один важный момент. Люди стараются не только занять место на перспективу, но и занять место в "престижном районе". И тут речь идёт не о честолюбии или, извините, понтах. В большинстве случаев причина гораздо более прозаическая - доступность. Ведь кладбище - это огромная территория. Не у всех есть автомобили, не всегда есть возможность заехать на территорию кладбища. Как, например, в день поминания. Шагать пешком несколько километром удовольствия мало, а для многих людей это и вовсе непосильная задача. И тут мы возвращаемся к тому, с чего я начал разговор - с планировки.
Аллеи должны быть достаточно широкими, между аллеями должны быть проезды, и их совершенно недопустимо использовать под захоронения (то что мы видим на Николаевском кладбище). Желательно организовать возможность подъезда с разных сторон. По крайней мере в дни наибольшего наплыва посетителей необходимо организовать челночное движение маломерного общественного транспорта (в идеале электромобилей, но понятно, что это фантазии) вдоль основных аллей.
При такой организации и не будет такого ажиотажа за место под Солнцем непременно недалеко от центрального входа...

Ну, и в завершение, я должен сказать, что кладбище - это лицо города.
Бывая в разных странах, я непременно стараюсь попасть на городское кладбище - оно вам расскажет о культуре и традициях народа намного больше любого музея.


Старое еврейской кладбище в центре Праги



Кладбище в пражском Вышеграде






Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
stryz
Feb. 3rd, 2017 05:25 am (UTC)
Позавчера был на похоронах-повторное захоронение сейчас стоит 18 тыс(9 официально +9 "могильщикам")
skif_tag
Feb. 3rd, 2017 07:44 am (UTC)
Да, тут много интересного.
По закону одно место рядом гарантируется. Хотя, скорее всего это просто оплата погребения, которое людям государство компенсирует в полном объёме. А вот за что могильщикам? По идее, то что в кассу и должно иметь ввиду оплату их работы.
Хотя, конечно, есть нюансы - доп работы - демонтаж надгробия, ручная копка под небольшим углом - не везде место позволяет спокойно подзахоронить.
Более того, когда у тебя на всё про всё один день, ты реально рад заплатить, лишь бы вопрос решился без мозгоёбства.
stryz
Feb. 3rd, 2017 06:41 pm (UTC)
Я думаю дело в сроке-повторное захоронение не ранее чем через 12 лет.
rushla
Feb. 3rd, 2017 06:15 am (UTC)
История семьи
Когда занялся своей родословной, то оказалось, что надгробные памятники являются очень хорошим подспорьем в этом деле. Оставшиеся в живых родственники в силу преклонного возраста путались и с датами рождения/смерти, а зачастую и в именах/отчествах. Как и впрочем и с непосредственным родством дальних.
В результате как-то просто тупо сфотографировал все (!) надгробия в селе у деда по отцу (мать тоже из того же села). С уточнениями бабки (прожила 103 года) и матери весьма подробно удалось дополнить базу. Зачастую и фото на надгробиях (где были) оказались единственными
С архивными документами у нас большие проблемы, и особенно 18-19 веков и начала 20-го. Да и там куча ошибок и неточностей. А культуру знаний о "своих корнях" советы вытравили "калённым железом" :-( До сих пор пожилые люди зачастую скрывают истинное положение и статус тех или иных родственников из принципа "как бы не навредить" оставшимся или "не опорочить память почивших"...
Большая проблема с очень старыми захоронениями, да с теми, у кого близкие родственники выехали далеко и не имеют возможности (или желания) ухаживать за могилами. А может и ветка рода прекратилась - по всякому может быть. С повышением мобильности людей такое будет только усугубляться.
За рубежом часто родственники (или заинтересованные) регулярно оплачивают место захороненных. Но после оговоренного срока неоплаты, тупо место продаётся желающим. Наверное что-то подобное будет и у нас
А вообще-то лично мне наши такие похоронные традиции не шибко нравятся. Хотя некоторые из них потихоньку уходят. Как, например, пешеходные колонны на несколько км за машиной с покойником к кладбищу и непременных духовым похоронным оркестром, что наблюдалось ещё каких-то лет 30-40 назад
А "уважаемость покойника" по кол-ву венков - типа соревнование среди покойников? Помню пришлось идти на похороны хорошего товарища, так родственники сказали, что и от меня венок сделали, но платить не надо - Его сын просто прислал денег на венки от всех известных знакомых отца забесплатно - типа "должно быть достойное количество и не меньше чем у других"... Про надгробия отдельная "песня"

Edited at 2017-02-03 06:18 am (UTC)
skif_tag
Feb. 3rd, 2017 07:37 am (UTC)
Re: История семьи
Да, практически не встретишь сейчас оркестр... И это хорошо. Совершенно не к чему эта деланная трагическая экспрессия - близкие люди и так скорбят и страдают, а окружающим оно и не надо...
p0ssessed
Feb. 3rd, 2017 03:12 pm (UTC)
Повторюсь: только нормальный крематорий поможет кардинально эту проблему с землей и коррупцией решить. Дальше на усмотрения родственников - либо пусть хранят урну с пеплом, либо развеивают прах и утилизируют урну. Да, против такого решения поначалу будет возражать подавляющее большинство, но рано или поздно к этому придем.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner