?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Изобилие в СССР

Любопытно, что сегодня появилось в сети довольно много персонажей, которые на полном серьёзе, с пеной у рта, доказывают, что тотальный товарный дефицит в Советском союзе начался лишь в 70-е годы, а до этого было чуть ли не изобилие. Конечно, это не так. Выбор продуктов и промтоваров был скуден всегда. Но, сразу после войны это было объяснимо, потом ситуация улучшилась, отменили карточки. Но, дальше уже дали о себе знать врождённые пороки социализма. И в 50-е, и в 60-е, и далее везде и по нарастающей...

Однако, с моими словами трудно согласиться, если просто посмотреть на витрины магазинов тех лет:


13113562064ea



image

juio

p'

Но, не спешите с выводами. Если вы человек внимательный, вы обратите внимание. что на этих и подобных фотографиях 50-х, 60-х годов, изображены центральные московские магазины, в данном случае Магазин №1, своеобразная витрина социализма, сами фотографии сделаны для журналов и газет.
Редкие фото из провинции, или фото сделанные иностранными туристами выглядят совсем не так привлекательно...


0_9e319_fe872bc4_XXXL

800_bbcdc0eac1da539a323cec150c068d73

1258621017_016_25329_1017

1258621078_035_23882_1036

1358426546_torgovlya-0008

Ну, и конечно, мы должны помнить, что Москва и остальная страна, глубинка, это в советское время были просто разные планеты в плане снабжения. Недаром одной из причин новочеркасского восстания в 1962 году была нехватка продуктов питания.


Этот документ лишь ещё один штришок к общей картине, очень рекомендую внимательно почитать:



Сводка писем в ЦК КПСС о неудовлетворительном снабжении населения продовольственными товарами первой необходимости
24.11.1955


За последнее время в ЦК КПСС поступает значительное количество писем о неудовлетворительном снабжении населения городов, рабочих поселков хлебом, сахаром, жирами, мясом и другими продовольственными товарами первой необходимости.

Приводим выдержки из некоторых писем.


В коллективном письме из г. Грозного на имя Н.С. Хрущева, которое подписали 41 чел. рабочих и служащих разных предприятий и учреждений города, говорится:

«Дорогой и глубокоуважаемый Никита Сергеевич, мы рабочие разных предприятий г. Грозного живем в разных уголках города, но обращаемся к Вам с общей жалобой о самом нетерпимом положении в торговле хлебом, сахаром, маслом, мясом и пр. продуктами. В настоящее время в городе или рабочем поселке, чтобы купить хлеба 1 кг нужно простоять в очереди 2–3–4 часа. Столовые и буфеты отпускают только по 300 гр. хлеба на человека или полбатона, а если кому мало покушать 300 грамм или полбатона, то хоть сколько хочешь проси, не дадут больше, объясняя тем, что хлеб им отпускается строго по норме, но по какой именно норме никто объяснить не может. Сахар и масло бывают в магазине 1 раз в месяц или в два месяца. Поэтому неудивительно, что создаются очереди в сотни человек, что в этих очередях происходят споры и драки. Поэтому получается так, что если у рабочего кроме него некому стоять в очереди по 3–4 часа за хлебом, то кроме столовой, в которой также нужно простоять 45–60 минут, ему негде покушать, а про сахар или масло этим людям и думать не приходится. Недавно бюро Грозненского обкома КПСС рассматривало вопрос о торговле в городе хлебом и пр. продуктами, но после этого дело не улучшилось, а ухудшилось. На основании вышеизложенного обращаемся к Вам, дорогой Никита Сергеевич, принять соответствующие меры к виновникам создавшегося положения в торговле продуктами и особенно хлебом, так как настоящее положение дальше просто невыносимо. Мы согласны были переносить любые трудности во время войны и в первые послевоенные годы, но в настоящее время, нам кажется, что есть все условия для обеспечения в полной мере потребности рабочих ислужащих хлебом и хотя бы 50 % сахаром, маслом и др. продуктами. Мы работаем не покладая рук, все наши предприятия, в которых мы работаем, систематически выполняют государственные планы, поэтому мы вправе потребовать, чтобы в ответ на наш труд о нас заботились и думали…».

Тов. Солодовников Л.И., член КПСС, рабочий завода Министерства строительства предприятий нефтяного машиностроения пишет из г. Павловска Молотовской области:

«В настоящем прошу Вашего вмешательства в части снабжения населения продуктами питания как мясо, колбасы, консервы, конфекты, сахар, печенье, пряники, масло животное и растительное и одежды — валенок, сапог и детской обуви… Поселок Павловск от областного центра находится в 120 км и в магазинах наших ничего нет, покушать купить совершенно нечего кроме чая и конфект по 38 руб., сахара за летний период завозили очень мало. Мука в магазинах бывает только 3 раза в год — к новому году, к 1 мая и к Октябрю. Масла сливочного в рабкоопе, то есть в наших магазинах, в продаже совершенно не бывало, колбас также и вообще купить в магазинах совершенно нечего… Торгующие организации стараются товары, которые больше требуются рабочим, это как валенки, сапоги, тюль, вельвет, шерстяные материалы, швейные машины и другие товары, все идет на закуп продуктов, а в розничную продажу отпускают очень мало, а где взять рабочим необходимые товары и продукты питания, вот, например, у меня семейное положение 7 чел., но ожидается еще, жена тоже член КПСС, ранее работала на заводе в литейном цехе, в настоящее время не работает, инвалид II группы, болезнь туберкулез легких, и самый младший сын ему уже 2½ года тоже больной — досталось от матери, им нужно питание, основное это жиры и другие продукты, а в магазинах таковых нет и приобрести совершенно негде, кроме как только на рынке, масло стоит 50 руб. кг, мясо от 20 до 25 рублей. Подходит холод, а у нас ни у одного члена семьи нет валяной обуви, потому что нет в магазинах, а на рынке покупать по 250–300 рублей за пару средств не имею… Я решил обратиться к Вам с просьбой разобраться с этим вопросом торговли, с нарушителями решений пленума ЦК КПСС и принять меры»…

Член партии т. Замятин — рабочий, г. Котласа Архангельской области, пишет:

«Вынужден обратиться к Вам с письмом по следующим вопросам, касающимся снабжения продуктами питания и товарами первой необходимости населения г. Котласа. По обеспечению продуктов питания обстоит очень плохо на протяжении уже 10 лет и особенно 1955 год. В магазинах в продаже имеется только рыба треска низкого качества и той месяцами тоже не бывает, еще можете увидеть селедку, а что касается мяса, то оно бывает в продаже не больше 5–7 раз в год и самого низкого качества и того рабочий не может купить, нужно простоять в очереди до пяти часов, да еще ежели работаешь оба с женой, придешь — все уже распродано, а на рынке мясо говядина стоит от 24–27 руб. кг, а свинина от 27–30 руб. кг, поэтому не по рабочему карману, ну и живи как хочешь, а масло бывает три раза в год: это к новому году, к первому мая, к октябрьским и то должен занять очередь за 2–3 суток, только тогда можно получить… Доходит уже до того, что рабочие и их семьи стоят до 5 часов в очереди и не смогут получить хлеба, а уже не говоря о других продуктах питания, а руководство города не волнует это плохое обеспечение продуктами питания населения города. А насчет другого обеспечения как-то: готовое платье, обувь, одежда, то просто и думать не приходится, я сам уже прожил после войны 10 лет и не смог купить шерстяного материала одного метра, когда семья составляет 7 человек»…

Бармин Н.С., рабочий завода п/я 3 из г. Воткинска Удмуртской АССР, пишет:

«В нашем городе Воткинске вот уже больше года нет основных продуктов питания: муки, сахара, масла и некоторых других продуктов питания. Если еще в 1953–54 г.г., например, сахар был каждый месяц и торговали им в течение почти недели, то в этом году с 1 мая сахар был раза 3 и то им торговали в 1–3 магазинах на весь город и то не целый день. Жители нашего города вынуждены приобретать в других городах и даже в других областях (например, в Молотовской области). Вот, например, в нашей республиканской столице г. Ижевске, где продукты все же есть, наши жители ездят туда и стоят целый день, чтобы купить 1 кг сахару или муки. Среди населения, а также среди наших рабочих только и слышишь, как бы съездить в Ижевск или другой город, чтобы к празднику купить продуктов, а нельзя ли сделать хотя бы так, часть продуктов (некоторые все равно берут жители) забросить в наш город, если нет лимита на наш город. Кроме того среди рабочих и населения нашего города идут нездоровые разговоры по поводу нехватки продуктов… Когда у нас проходила отчетно-выборная партийно-заводская конференция, первому секретарю ГК КПСС т. Бердникову был задан вопрос о недостатках нашего города, своим ответом он только рассмешил всех присутствующих делегатов. Делегаты не были удовлетворены ответом. Спрашивается, как же должны отвечать коммунисты беспартийным товарищам на многочисленные запросы, если коммунисты не могут получить ответа твердого и понятного»…

Тов. Петров А.Ф., профорг Загорской семилетней школы Высоковского района Калининской области пишет:

«Профсоюзное собрание Загорской профгруппы поручило мне обратиться в Центральный Комитет со следующим письмом: снабжение сельского населения, а особенно сельской интеллигенции у нас очень плохое. На заработную плату учитель не может обеспечить семью продуктами питания и промышленными товарами из магазина Мотковского сельпо Высоковского района. Сахар, песок, крупу, муку учителя покупали и покупают до сих пор в г. Москве и Ленинграде. Но в учебное время учителю нет свободного времени ехать кроме каникул. Ходатайства школы об обеспечении школьного буфета необходимыми продуктами не давали и не дают до сих пор положительных результатов. Райком партии и райпотребсоюз хорошо знают, как обеспечивается население района, но действенных мер не принимают. Об этом также хорошо знает Калининский облпотребсоюз. В практику вошло выдавать муку (белую) и другие кондитерские изделия только по праздникам: к 1-му мая и новому году, к годовщине Октября и то далеко не всегда. Верно ли это? Очень прошу Центральный Комитет оказать воздействие на торгующие организации нашего района в деле обеспечения необходимыми продуктами питания учителей и учащихся»…

В письме тов. Романова — председателя постройкома стройколонны № 10 треста «Кирлесжелдорстрой» Кировской области говорится:

По поручению общего собрания рабочих и служащих стройколонны № 10 постройком профсоюза обращается с просьбой об оказании содействия в устранении недостатков по обеспечению рабочих стройколонны промышленными и продовольственными товарами. О фактах ненормального обеспечения промышленными, особенно продовольственными, товарами рабочих стройучастка знают все партийные и профсоюзные органы области, но мер по улучшению пока не принято никаких и положение ухудшилось. Постройком профсоюза, администрация стройколонны лично и неоднократно обращались с просьбой в ОРС Нагорского ЛПХ, к приезжавшим представителям Кировского обкома партии и обкома профсоюза леса и сплава и ответработникам треста «Кирлесжелдорстрой», но также никаких изменений не произошло… Чтобы судить как ОРС обеспечивает, приведем некоторые данные отчетного доклада общественного питания по общепиту: с 19 августа по 5 октября с.г. на 150 чел. рабочих и служащих с их иждивенцами с базы ОРСа Нагорского ЛПХ было получено продуктов питания: мяса и мясных консервов 153 кг, овощей (капуста, огурцы) 432 кг, жиров 144 кг, сахара 100 кг, карамели 103 кг, мучных изделий 280 кг. Получаемые продукты, главным образом, шли на столовую. Семейные же рабочие, не питающиеся в столовой, через магазин за этот же период могли купить только по 200 г маргарина, крупу и 1–2 кг овощей. Семьям рабочих за 1½ месяца через магазин не продано ни одного грамма мяса и сахару. Среди рабочих создается недовольство. Некоторые отказываются выходить на работу, часть из них самовольно бросает работу и убегает до окончания срока трудового договора. За последние три-четыре месяца самовольно бросили производство 16 человек, из них в основном молодежь»…

Директор Шекшемского леспромхоза Костромской области Языков М.В. пишет:

«Тов. Хрущев, я осмелюсь Вам написать маленькое письмецо и в нем сообщить очень важное: у нас сейчас снабжение хлебом рабочих очень плохое, мне, т.е. рабочим моим, отпускают хлеба 200 кг, в то время когда рабочих у меня 300 чел., холостяков очень мало, все почти семейные по 3, 4 и даже 8 человек семьи, как, видимо, хлеба надо как минимум 500–600 кг на день, т.е. рабочих с иждивенцами насчитывается более 900 человек, а нам дают 200 кг и аналогичное положение в других организациях и так лето, осень 1955 г. получаем по 200 кг, притом нужно учесть, что нет никакой крупы или сахара. Меня рабочие каждый день атакуют вопросами — почему нет хлеба, ни сахара, ни крупы и я, поверьте, не знаю, что им говорить, что им можно сказать. Пришел праздник 7-е ноября, мои рабочие не получили ни грамма сахару, в общем ничего решительно. Как можно, тов. Хрущев, при таком снабжении план выполнять, ко мне приходят ежедневно десятки жен с детьми на руках, со слезами на глазах, что они каждый день не могут хлеба получить, что мужья придут из леса с работы и хлеба к ужину нет. Кто виноват в том, не знаю, райком говорит — такой лимит. В силу сложившегося положения, я написал Вам, тов. Хрущев, это письмо, здесь я написал правду и только правду и думаю, что от этого будет только польза».

Аносов Н.И. пишет из г. Семипалатинска:

«В нашем городе Семипалатинске частые перебои с хлебом, особенно вот с октября месяца, в хлебных магазинах большие очереди, притом очереди занимают с 4-х часов утра, магазины работают с 8 часов утра, к 11 часам утра в этих магазинах уже торговля заканчивается, хлеб продан. Кроме этого большинство хлеба выпекают комбинированного и ржаного, качество хлеба низкое. В погоне за хлебом приходится уходить с работы или опаздывать на работу, так как хлеба после работы не купить. Кроме того в магазинах сахар бывает от праздника до праздника, других сладостей также нет, печенье бывает от случая к случаю. Вот, например, длительное время не было сахара и конфет всех сортов с 25.Х-55 г., в магазинах продавали сахар, норма выдачи 0.9 на руки, за сахаром были также огромные очереди. С жирами тоже дело обстоит плохо, сливочного масла почти не бывает... Я не ошибусь, если напишу так, не только взрослым кушать настоящую пищу, которая необходима для здоровья человека, но и для детей не купить, так как в магазинах нет»...

Осипов из г. Н. Тагил Свердловской области пишет на имя Н.С. Хрущева:

«Нижний Тагил, как Вам известно, большой город, но порядка в этом большом промышленном городе нет. Как Вы будете расценивать, если в Тагиле, а в частности на поселках Уралвагонзавода, вот уже длительный период времени в магазинах за черным хлебом, не говоря о белом, создаются огромные очереди, стоят по несколько часов и подчас не могут купить хлеба, не будем мы вспоминать мясо, сахар, масло, молоко. За этими продуктами, выражаясь образно, битвы, Никита Сергеевич, мы люди советские, привыкли к трудностям и их мы очень хорошо понимаем и разбираемся в этих трудностях, но когда уже дело доходит до безобразий, граничащих не с трудностями, а с другим, когда население не может своевременно купить кусок хлеба черного, еще идя с работы, простоять 2–3 часа в очереди и уйти ничего не купив, это уже никуда не годится... На все имеющиеся неполадки в торговле и снабжении населения г. Н. Тагила местные власти реагируют очень плохо или вообще не обращают внимание, потому что положение в снабжении населения не улучшается, а, наоборот, ухудшается»…

В коллективном письме из г. Новосибирска Кирьяковой, Шивякова, Хмуро, Яковлева говорится:

«Никита Сергеевич, поздравляем Вас с Великой Октябрьской Социалистической революцией. Долго собирались и решили написать Вам письмо и информировать Вас в одном вопросе: у нас в стране, где построен социализм, до сих пор плохо обстоит с торговлей. Вы будете возражать. А торговые договора с западными странами, а это нам известно из газет, чему рады, что наши взаимоотношения с соседями улучшаются. Но как обстоит дело с торговлей внутри страны и кто этим интересуется. Вот мы проживаем в г. Новосибирске, у нас как несколько месяцев в гастрономах нет в продаже жиров, исчез сахар, белый хлеб и др. хлебные изделия. Молочные продукты — молоко, сметана, творог и др., как правило, редкость. В редкий ассортимент продажи входят и такие продукты: мясные, рыба, овощи, фрукты, мука, крупа, если что-либо появляется в продаже, необходимо отстоять в очереди много часов и достанешь ли? Нет в продаже хоз. мыла, приходится стирать туалетным, но это обходится дорого. Не лучше торговля промышленными товарами. Вот сейчас наступает зима, а попробуйте купить валенки, их нет и не будет в продаже. Нет в продаже теплых детских костюмов, шубок. А в летнее время невозможно было купить летней обуви, тапочек и часто обувь выпускается одного размера, необходимо больше обуви выпускать ходовых размеров. А такие товары, как тюль, покрывала, трикотажное белье можно купить втридорога на толкучке. Становится досадно, что 38 лет советской власти, а у нас до сих пор беспорядок в торговой сети. И как было бы хорошо, если торговля у нас была такой, какой она существует в Москве, Ленинграде и в ряде городов. А это ведь возможно, на что питаем надежды. Если мы в своем письме не правы и найдете нужным нам ответить на письмо, ответ ждем через газету “Известия”».

Член партии т. Маштакова M.Е. также сообщает из г. Новосибирска:

«За последние три года (1953–1955) в городах Сибири резко понизился материальный уровень большинства трудящихся за счет ухудшения партийного и советского руководства работой торговой сети, главным образом, продовольственного сектора. Несмотря на неоднократное снижение государственных цен на предметы первой необходимости и продовольственные товары, цены на продтовары возросли в 5–6 раз против цен, установленных государством, что и привело к снижению материального благосостояния рабочих и служащих, большинства трудящихся, непосредственно производящих материальные блага общества. В госмагазинах совершенно не бывает рыбы, очень редко бывает мясо и настолько тощее, что неприятно на него смотреть, длительные перебои с продажей сахара, хлебных изделий, почти нет кондитерских изделий, совершенно нет фруктов — ни сухих, ни свежих, совершенно не продаются никакие овощи. В результате вышеизложенных причин в народе появляется ропот недовольства, что де “все деньги наши попадают в руки спекулянтов, перекупщиков и колхозников, что, мол, скоро будет финансовое затруднение, так как все деньги запрячут в горшки”»…

Романова М. — член партии, работница завода п/я 634, в письме на имя Н.С. Хрущева, сообщает из г. Казани:

«Ставлю Вас в известность, что в г. Казани полное отсутствие продуктов питания в магазинах. Все полки в магазинах пустуют. Если Вы придете в наш продуктовый магазин, то можете только лишь приобрести чай и кофе и еще кукурузные хлопья, вот весь ассортимент, нет совершенно крупяных изделий, мясных, сахара, конфект, жиров, рыбы, печенья, пряников и даже дорогих конфект по 35–40 руб. за кг и то нет, не говоря уже о дешевых. Мне не понятно, почему в настоящее время такое положение с продуктами... Если бы Вам пришлось увидеть когда-либо, как мы иногда достаем, именно достаем, не подумайте бесплатно, а за деньги, продукты в магазинах. Бывает такая толкотня, такая давка, что, если стоишь у прилавка, то с большими трудностями выходишь, и это получается лишь потому, что в магазинах ничего нет»...

Леонов, Андреевский, Лысенко — работники электростанции на ст. Называевской Омской области сообщают:

«В течение продолжительного времени (примерно, свыше года) мы испытываем острый недостаток в продовольствии. Прежде всего, в магазинах за хлебом создаются большие очереди, в которые трудящиеся становятся с ночи. Особенно в тяжелом положении оказываются те рабочие, которые работают ежедневно в первую смену и, тем более, если в семье нет нетрудоспособных членов, которые смогли бы пойти в очередь. За этот период времени не было в свободной продаже ни сахару, ни крупы, ни жиров, а если очень редко и появится что-либо в продаже, то купить смогут лишь люди, не занятые общественно-полезным трудом, а рабочему это недоступно. По этому вопросу мы обращались в райком КПСС, нас отослали в райторг, где ответили, что существуют лимиты, сверх которых увеличить выпечку хлеба не могут. Весной этого года мы обращались в редакцию газеты “Правда”, которая ответила, что наше письмо послано секретарю Омского обкома КПСС, от которого мы не получили никакого ответа и после чего не наступило улучшения. Считаем, что такое положение крайне нетерпимо и поэтому убедительно просим Вас оказать содействие в деле снабжения хотя бы хлебом»…

В связи с плохим снабжением в ряде писем выражается недовольство, высказываются нездоровые настроения.

Вартонг Н.А. из Бикинского района Хабаровского края сообщает:

«Когда в магазине поселкового сельпо 31 октября объявили, что отпуск сахара производится под заготовку картофеля, среди трудящихся населения поселка возникло недовольство на действие местных властей и даже в адрес правительства, так как в поселке основным продуктом питания является хлеб и сахар и то на протяжении уже большого времени в ограниченном количестве, за хлебом надо занимать очередь в 3–4 часа утра, а за сахаром вообще с вечера, крупы появляются 1 раз в месяц, папирос дешевых нет, махорки нет. По вопросу сахара обращались в горком КПСС, где ответили, что якобы мы ничего не знаем»…

Голубев А.А., рабочий монтажник из д. Долгое Сосновского района Челябинской области, пишет:

«Сегодня утром 7.XI я встал в 4 часа утра и встал в очередь за хлебом, хлеб я получил полдесятого утра, простояв в очереди на морозе больше пяти часов. Стоя в очереди, я размышлял о различных вещах... Для короткого знакомства сообщаю о себе, что я русский, 1920 года рождения, работаю монтажником, образование у меня ниже среднего, я люблю свою Родину и желаю ей настоящего расцвета и счастья. Многие вещи из нашей советской действительности мне не нравятся. Сегодня 38-я годовщина Великой Октябрьской революции, почти сорок лет КПСС руководит нашей богатой необъятной страной. Много лет существуют колхозы, которые должны были поднять сельское хозяйство нашей страны на недосягаемую вышину. Но колхозная база, наверно, не такая прочная, если она не в состоянии произвести достаточное количество хлеба для внутреннего потребления. С момента создания колхозов в нашей стране стало не хватать хлеба и не хватает его до сих пор. Сколько делалось, выносилось распоряжений, резолюций, постановлений, ставящих задачей повысить выработку сельскохозяйственных продуктов нашими колхозами, но все безрезультатно, все напрасно. В чем же дело? Почему не ладится у нас дело, почему мы (рабочие и крестьяне) в СССР живем в материальном смысле намного хуже, чем живет народ во многих народно-демократических странах и некоторых капиталистических странах? Народ наш трудолюбивый, страна богатая, наверно виноваты во многом Вы лично, весь Центральный Комитет и Совет Министров во главе с его председателем — Вы плохо руководите и управляете страной, Вы почти за сорок лет не сумели обеспечить народу хорошей жизни, а наш народ заслуживает это. Это Вы, тов. Хрущев, виноваты в том, что я должен на морозе стоять по пяти часов в очереди за куском хлеба… Прошу извинить меня за невежливый тон и прошу верить, что это мое открытое письмо к Вам продиктовано искренним желанием, чтобы у нас, в СССР, дела шли лучше и лучше во всех отношениях»…

Романов Н. пишет из г. Казани.

«Никита Сергеевич! Пишет Вам рабочий одного завода, что я пишу — это истинная правда и говорит весь народ. Может быть, даже это письмо не дойдет до Вас, но я надеюсь, что оно поможет и раскроет глаза вышестоящим руководителям нашего государства. Никита Сергеевич, по всем данным, если брать по газетам и что сообщает радио, у нас все есть и даже перевыполнили, но вот в магазинах нет ничего, кроме консервов с крабами, не говоря о чем-нибудь лучшем. Даже нет необходимого для жизни человека. В Казани нет даже хлеба в достатке черного, не говоря уже о белом… Прошло после войны 10 лет и сообщалось, что жизнь должна быть довоенного уровня, но это не видно, даже нет никакого сравнения. Вот раньше, если бы я жил так, как сейчас в смысле финансового вопроса, то в 1927–29 годах мог купить дом, но сейчас даже не могу купить хлеба и сахара, также картофеля, мяса в магазинах… Прошу Вас разобраться более подробно о нужде населения и улучшить жизнь. Весь народ верит в наше правительство, но с продуктами питания идет дело плохо, нам ведь тоже охота жить хорошо, да и народ этого достоин, чтобы говорили, в магазинах продукты есть не только в Москве, но и в Казани. Весь народ сейчас может жить хорошо, лишь только настроить жизнь в смысле потребления. При социализме должны жить каждый по способностям и кушать также, одеваться, но пока я не вижу этого, у меня семья 4 человека, все работают и получают 3000 руб., но жить очень туго. Вы маленько нашего секретаря обкома КПСС тов. Муратова потрясите за нерасторопность, и еще одна просьба, — если можно, сообщите по радио и правдиво расскажите все трудности. Думаю, что в дальнейшем жизнь будет лучше, и на XX съезде все разберете и построите жизнь, мы в свою очередь, подходим с лучшими результатами»…

Юрков Н.И. — работник 4-й дистанции связи при ст. Новокуйбышевская Куйбышевской области пишет:

«Уважаемый Никита Сергеевич! Извините за откровенность и беспокойство, я хотел бы получить ответ на мой вопрос. Мы радуемся успехам в сохранении мира, успехам развития нашей промышленности, строительства, культуры, а больше всего в развитии сельского хозяйства, увеличении продовольствия — этому мы всему рады по выступлениям радио и печати. Ведь это только пропаганда, а что получается в действительности? Ведь мы живем одним днем, а иногда и этого не имеем. Я не буду говорить за всех, хотя могу безошибочно сказать, что остальные труженики, как промышленности, так и сельского хозяйства живут так же (хлеб да вода). Я опишу о себе: начал свою трудовую деятельность с 15 лет и вот уже проработал 22 года, по работе был всегда на лучшем счету, а что за это время я видел — нужду, а особенно за последние годы, ибо прожиточный минимум на средний заработок рабочему почти невозможен. Мы слушаем и читаем одну пропаганду, что у нас изобилие всего продовольствия, перевыполняются планы по всем показателям сельхозпродуктов. Но где все это? Почему в магазинах нет ничего? Одни пустые полки вот уже 3 года (конечно, спиртных напитков достаточно). Рабочему негде купить ни крупы, мяса, жиров, сахара, мучных изделий и других продуктов, даже хлеба и того недостаточно. Куда что делось? И как дальше жить?.. Я не знаю, известна ли Вам действительная жизнь. Мне кажется, что правительство с низов о действительном положении жизни не информируется… Я знаю, что за мое откровенное письмо меня будут преследовать органы, но я не страшусь, ибо это настоящая правда и не хочу скрывать, что пропаганда не соответствует действительности»…

Подобного содержания письма поступают и из других городов, областей и республик.



Зав. сектором писем

Общего отдела ЦК КПСС (Подпись) (Щеблыкин)

24/XI-55 г.




РГАНИ. Ф. 5. Оп. 30. Д. 135. Л. 86–94. Подлинник.
Buy for 300 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
gord15
Dec. 13th, 2013 10:14 am (UTC)
всё это знал Никита Сергеевич, но сделать система ничего не могла(((
skif_tag
Dec. 14th, 2013 08:02 am (UTC)
Бедная система. Она так же ничего не могла сделать с Брежневым, Андроповым, Черненко, Горбачёвым...
gord15
Dec. 14th, 2013 08:06 am (UTC)
они - заложники системы ((((
(Anonymous)
Dec. 14th, 2013 12:24 pm (UTC)
С Ельциным,Чубайсом,Медведевым,Путиным.....
irinapravdina
Dec. 15th, 2013 12:43 pm (UTC)
Побойтесь Бога! На рынках, в магазинах чего только нет?!
Сегодня была на рынке и вспомнила декабрь 70-го!
Яйца по-блату! Мясо, колбаса, сыр-не достать.
Молоко в очередях.
Цветов живых к свадьбе никаких. Жених принес вялые хризантемы...с ними в ЗАГС и отправились.
Благо сам шили, платье невесте шикарное, по тем временам, получилось.
skif_tag
Dec. 15th, 2013 01:22 pm (UTC)
Сейчас юноши, родившиеся в 80-е вам расскажут, как вы не правы))
rubikon_69
Dec. 15th, 2013 02:17 pm (UTC)
:-)
(Anonymous)
Dec. 15th, 2013 04:14 pm (UTC)
А тем, кто родился в 50-60х вы закроете рот, дабы не портить "картину обгаживания всей системы и всей жизни советских людей",
в т. ч и вашу жизнь!:) "Правильно" -громить её чертовку так громить,вместе со своей"никчёмно прожитой жизнью"!:)
Надо же "гонорар"отрабатывать!
(Anonymous)
Dec. 15th, 2013 02:40 pm (UTC)
А что ж вы не пошли на Новый Базар, там это всё было в изобилии, только дороже чем в магазине и соответственно качественнее и цветы, и яйца домашние, и колбаса, и мясо парное, но вы ж искали подешевле.
А вот у меня соседка в 70м выходила замуж, так столы ломились, чего только на них не было и мясо разнообразное и индюшатина и курятина и рыба маринованая и заливная, жаренаая,раки, шпроты, печень трески, и т.д.и водка Столичная и Пшеничнаая рекой. А другая выходила замуж так та по скромному. Наверно всё зависело от достатка.
Если сейчас людям дать нармальную зарплату, то это всё видимое изобилие быстро закончится:)
Кстати уже прорабатывается схема снабжения населения продовольствием по карточкам:) так что ждите сюрприз
skif_tag
Dec. 15th, 2013 03:17 pm (UTC)
Кстати уже прорабатывается схема снабжения населения
Неужели? Расскажите подробней?)
contrstream
Dec. 14th, 2013 05:48 am (UTC)
Никитушка был реформатором на зависть Гайдару и Чубайсу - пара лет, и народ пишет гневные письма о разрушении продовольственного снабжения. Но ведь главное, что наступила оттепель, правда?
skif_tag
Dec. 14th, 2013 07:59 am (UTC)
Ага, изобилие было в 47-53 ? Благодаря вождю, надо понимать. А уже в 55 его не стало, понятно...
davydovx
Dec. 14th, 2013 07:42 am (UTC)
Хочу заметить, продукты качественные, натуральные.
Кстати Таганрогские магазины 60-х не сильно отличались от Столичных, ну а мы как идиоты гонялись за импортным синтетическим нейлоном, болонией и кремпленом, не понимая их вредного влияния на организм!
Я сейчас не могу найти, даже по самым большим ценам, такого же вкусного и полезного сливочного масла какое было в те годы, да и не только масло!
skif_tag
Dec. 14th, 2013 07:58 am (UTC)
Правда? Вот только в 60-е в Таганроге не было...белого хлеба. Отец из Москвы привозил, бывая там часто в командировках.
Московские магазины всегда отличались, всегда. А гонялись за модными на тот период вещами, не важно из какой ткани. Была в моде синтетика- за ней и гонялись. Помните у Высоцкого: "Мои друзья хоть не в болоньи, зато не тащут из семьи"
Верхняя одежда из синтетики здоровью не вредит...

Вы помните вкус сливочного масла 60-х годов?))

Нет, вы помните своё тогдашнее ощущение. Не найдёте((
davydovx
Dec. 14th, 2013 11:40 am (UTC)
Перебоя с белым хлебом не помню!
А вот горбушку белого хлеба на пол булки с чёрной икрой помню, а сейчас цена на икру такова, что её позволить могут единицы, а тогда она стоила 12 руб. за кг
Может ваш отец привозил из Москвы какой-то особенный белый хлеб, который не производился в Таганроге.
Было время конец 80 начало 90х, когда я ездил в Матвеев Курган за белым хлебом не потому что его не было в городе, а потому что там был великолепный мастер, который его выпекал:)

"Верхняя одежда из синтетики здоровью не вредит..."
особенно нейлоновые рубашки и бельё из синтетического шёлка, в котором летом жарко, а зимой холодно.

Кстати о моде сейчас тоже модницы стараются выглядеть ИНДИВИДУАЛЬНО и экстравагантно, что с наплывом турецких вещей проблематично, ну разве что индпошив выручает.

Edited at 2013-12-14 12:02 pm (UTC)
irinapravdina
Dec. 15th, 2013 12:49 pm (UTC)
Черная икра была потому, что здесь осетр водился. за это рыбаков сажали.
А в магазинах её почему-то не было!
Даже анекдот тех лет был:иностранцы спрашивают Брежнева:"Почему у вас в магазинах на полках нет черной икры?" А он отвечает:"Она не пользуется спросом!!!" Те в недоумении:"Быть такого не может!"
Давайте понаблюдаем, говорит Брежнев... Стоят полчаса, час...
Брежнев говорит:"Ну, что? Убедились? Никто так и не спросил икру!"
davydovx
Dec. 15th, 2013 03:05 pm (UTC)
за это рыбаков сажали
Ну и много посадили?
Как то в 60-х заехали мы к знакомому в рыбколхоз, а у них этой икры бидон, дали мне ложку и говорят;" Ешь, сколько влезет", тут я вспомнил Скифа:) - белого то Московского хлеба нет, так и давился в сухомятку:)).
А сейчас не то что икры - рыбколхозов нет, потому что ловить нечего и рыбзавод на металлом в Турцию сдали. Доруководились "эффективные" менеджеры!- Просрали народную страну.
Да, было много недостатков, но отношения между людьми были человеческие, а не скотские, как сейчас!
skif_tag
Dec. 15th, 2013 03:23 pm (UTC)
Re: за это рыбаков сажали
Да отношения никак не зависят от "тогда" и "сейчас"

Многих-не многих, но у меня работал мужик, он был одним из самых крутых бракашей в середине 70-х. Свой дом, машина, катера с моторами. Это была громкая история, они отстреливались от ментов, одного ранили из обреза. Он около 15 лет отсидел, имущество конфисковали. Работал подсобником на стройке, выглядел как бомж.
Вот так бывает...
davydovx
Dec. 15th, 2013 04:22 pm (UTC)
Re: за это рыбаков сажали
Кому понравиться, когда в тебя шмаляют из обреза, вот и получил на всю катушку! С этим в те времена было строго, милиция своих в обиду не давала и строго пресекала нападки в свой адрес, с ними надо было помягче, а на вопросы смотреть ширше.
(Anonymous)
Dec. 15th, 2013 05:44 pm (UTC)
Re: за это рыбаков сажали
Да отношения никак не зависят от "тогда"и "сейчас" - ага, только вот попадос - кто бы сейчас Хоть ложку- две настоящей таганрогской чёрной икры предложил по-дружески, хотя вроде и "друзья" не бедные!:)
(Anonymous)
Dec. 14th, 2013 11:58 am (UTC)
"Вы помните вкус сливочного масла 60-х?" - представьте себе - помним! Разбираемся ! Но сейчас Такого масла нет! Ни вкуса ,ни качества!А в 80-х даже иностранцы его покупали, считая Натуральным!
А уж их-то не обманешь!
Пока оно не стало портится и уже и иностранцем такое не нужно!
Это только наш народ вынужден есть всё подряд,хотя есть ещё люди ,помнящие хорошее качество,а разбирающихся ,в т.ч и продавцов, и гурманов осталось мало!
Последнее хорошее масло было лет 8-10 назад, так же как и конфеты - даже бабаевские перевелись, не говоря о куйбышевских-самаровских - они все поменяли технологию производства на манер европы и сша - и всё!- пластилин,а не натур.продукт!
Белый хлеб был - круглый по 26 копеек, и по 20к -"кирпичиком":) и тёмный -по 16к,а в Ростове ассортимент был шире,в т.ч."бородинский" -вкуснейший,его американцы потом в москве заказывали и продавали у себя по 6 долларов за булку!-сейчас у нас такого нет!- видимо в америку всё вывозят,если есть что!
А в 60-х,кроме нашего, кому-то хотелось московского белого хлеба, кстати как оказалось,вредного,особенно для мужского здоровья! Отруби выбрасывали свиньям на корм -за что они были очень благодарны:), а сами ели очищенный,без очень полезных веществ -всё хотелось белым человеком быть,европейцем,оказалось- невежественным!
А с командировок или отпусков мы все что-то да и везли - всё хотелось необычными гостинцами близких порадовать!
skif_tag
Dec. 15th, 2013 08:53 am (UTC)
Да, конфеты стали не те, согласен. Но, есть другие, они не уступят тогдашним. Например, Коркунов или Ферреро Роше...

Насчёт вывоза за рубеж нашего масла и хлеба - чушь, не буду комментировать)
Хлеб сейчас намного вкуснее. Хотите натур-продукт? Пеките сами в хлебопечке, так многие сейчас делают.
А масло... Я помню когда году в 83 вдруг появилось в Москве в продаже Западногерманское, французское и финское. Оно было на голову лучше тогдашнего советского!
(Anonymous)
Dec. 15th, 2013 04:50 pm (UTC)
Коркунов?:)) импортное "масло на голову выше?":))- Ну значит у вас нет вкуса качественных продуктов,ну не всем дано и не научили,видимо!
А те,кто мог сравнить,иностранцы,например, килограммами наше масло вывозили,кстати и бородинский хлеб тоже,например,в Майами 85-90-хг:),
а нам присылали своё масло - знали бы из чего оно состояло-то!:))
Кстати и парфюм -крем советский, в неважной по нашим меркам упаковке,тоже Европа вывозила себе:),например,когда были экскурсии в Таганрог(73-74г),считая нашу - натуральной,а свою продукцию -"изящно упакованной мерзостью", в то время,когда мы и в очередях тоже покупали,радуясь импорту,т.е. "изящно упакованной мерзости"!
Как падок наш народ на Всё без разбору импортное!


skif_tag
Dec. 15th, 2013 04:54 pm (UTC)
Да-да! А ещё они вывозили наше пиво. Преимущественно в Чехословакию и Германию. И наши прекрасные автомобили. А фотоаппараты разметали японцы, а часы швейцарцы... Слышали, ага))

Лапти и фуфайки вагонами пёрли)
(Anonymous)
Dec. 16th, 2013 12:05 pm (UTC)
Вот насчёт перечисленного, чего не знаю, того не знаю:))
Тем более,что вы же не хотите признавать, что хороший импорт к нам тоже завозился и иногда даже залёживался из-за дороговизны!:)
А вот насчёт фуфайки, как-то передача была - как сделать из неё модную вещь -иностранка рассказывала и показывала,примеряя на себя -это что-то неожиданное!Ну если бы наша "голь на выдумку хитра"такое сотворила,а то -иностранный модельер!Уметь надо ко всему творчески подходить!;) Лично мне такое не дано -именно вот такая переделка!:)
(Anonymous)
Dec. 15th, 2013 07:09 am (UTC)
Вы очень однобоко и необъективно подходите к советскому периоду и всю правду не хотите ни рассказывать,ни слышать и ни читать, не пропуская неугодные вам комменты,если они идут вразрез с вашим видением и видимо целенаправленностью статей - как можно больше опорочить советскую систему,видимо сильно боитесь её возврата!
Вы добились возврата капиталистической системы - ешьте! и не нойте как вам сейчас плохо и какие у нас плохие руководители, других,исходя из планов мирового капитала,не будет!
Для большинства населения такая система неприемлима! И только те будут в ней выживать, кто молчит как быдло, мошенничает, выкручивается и пролазит"между струйками"! Вся остальная говорильня бесполезна - не будет капитал идти на существенные уступки для работающего населения и пенсионеров! Только разве что "кости кидать" и "морковкой заманивать"!
Вы посмотрите на акции протеста в США и Европе -ну и что? Каков результат?
Так что наш спор закончен, прощевайте,психиатр,"фильтр спецслужб"!:) "Никакой пены у рта" - каждый остаётся при своём видении, мнении и фактах!
skif_tag
Dec. 15th, 2013 08:44 am (UTC)
Вы посмотрите на акции протеста в США и Европе
Если бы вы не акции протеста смотрели бы на "Первом", а поехали бы посмотреть как люди живут, вы бы так не говорили...

PS Не припомню, что бы какие то коменты я не пропускал...
rubikon_69
Dec. 15th, 2013 02:23 pm (UTC)
Re: Вы посмотрите на акции протеста в США и Европе
Вот Саша прости их,они и сотового телефона и компьютора при совке не видели, мне кажется,что клиентов дорогого товарища Кем Чен Ыра пока достаточно:-)
davydovx
Dec. 15th, 2013 03:15 pm (UTC)
а поехали бы посмотреть
Ну ездили, ну видели, ну и что?
Вы там нашли демократию и справедливость?
skif_tag
Dec. 15th, 2013 03:26 pm (UTC)
Re: а поехали бы посмотреть
Я там нашёл улыбающиеся лица, довольных людей, живущих в комфортных условиях. Которые не стоят в очередях, не гнут петли, что бы что то достать. Которых защищает закон, а не дышло.
(Anonymous)
Dec. 15th, 2013 05:21 pm (UTC)
Re: а поехали бы посмотреть
Ну и почему в США проходили акции протеста"захвати уолл стрит" против капитала и банковской системы порабощения?
А Европа тоже вся в протестных движениях и митингах?
И очередей там тоже хватает,когда дешёвый или дефицитный товар"выбрасывают" и чёрти что в этих очередях творят,куда и культура девается!
А улыбающиеся лица видели последний раз в Европе 8 лет назад,действительно приятно,но в той же Турции,если приглядеться,совсем не всё так радужно!
Ну а если так уж нравится заграницей - может поехать,если есть возможность,хоть временно,так как у нас, действительно, сейчас очень хреново и"закон что дышло" и может статься,что это надолго,если не навсегда!

davydovx
Dec. 16th, 2013 05:34 am (UTC)
Re: а поехали бы посмотреть
А вы туда поезжайте не в турпоездку, а на ПМЖ или вас там уже завербовали иностранные спецслужбы, что бы вы занимались очернением СССР!
Не всё там так благополучно как вы пытаетесь представить. Не путайте турпоездку с постоянным местом жительства. Почему все наши звёзды ухавшие за бугор почти все вернулись обратно? А насчёт дышла, так там такое же, как и у нас, особенно когда касается большой политики и затрагиваются интересы крупного капитала:)
Но и люди там не только в ЖЖ пишут, но и на улицу выходят защищать свои интересы. В Греции подняли цену на хлеб на 5 центов, так вся Греция забостовала. А у нас в 2-3 раза поднимают цены, а народ безмолствует. 4 месяца не мытые без воды просидело пол города, а на пикет вышло 3 человека. Ну и о каком уважении вы мечтаете.
P.S. Если там так хорошо, и повсеместно господствует свобода слова и защищены права человека, то почему Сноуден прячется в России!:)

Edited at 2013-12-16 05:50 am (UTC)
skif_tag
Dec. 16th, 2013 07:55 am (UTC)
Re: а поехали бы посмотреть
Сноуден? Так он преступник... Почему не возникает вопроса, почему уехал Олег Гордиевский, например?

Наши звёзды там не звёзды... Всё просто. Однако, недвижимость скупают именно там, причём все, включая газмановых и т.д. А деньги косят на Родине.

А то что люди у нас инертны, и на них воду возить можно, так тут я согласен...
davydovx
Dec. 15th, 2013 06:00 pm (UTC)
Re: Не припомню, что бы какие то коменты я не пропускал...
Да у вас обширный склероз, батенька. Совсем рамсы попутал:)!!!
neshalimov
Dec. 14th, 2013 07:59 am (UTC)
Учитывая Ваш не юношеский возраст, полезного сливочного масла не найдете нигде. Потому что его нет по определению:))
davydovx
Dec. 14th, 2013 11:43 am (UTC)
Сейчас не по определению, а по факту!:)
Даже консистенция современного сливочного масла другая, а если сейчас перетопить то масло которое именуется сливочным в остатке вы найдёте много интересного:))

Edited at 2013-12-14 11:48 am (UTC)
(Anonymous)
Dec. 14th, 2013 12:11 pm (UTC)
Конечно, Такое сливочно- несливочное масло,действительно, всем вредно! Почему -то раньше не считавшееся вредным, а даже полезным!
Наши же буржуа ,беря пример с иностранных капиталистов,в очень многих продуктах изменили технологию в ущерб качеству -не зря в тайгу удрал миллионер Стерлигов, а уж он-то поболее нашего знает!
Только не говорите, что он разорился - не всё так просто!
skif_tag
Dec. 15th, 2013 08:46 am (UTC)
Стерлигов - психически нездоровый человек.

Сегодня есть выбор. Есть фуфло, то что подешевле, есть хорошее - но подороже.
irinapravdina
Dec. 15th, 2013 12:51 pm (UTC)
А, у крестьян на рынке?
(Anonymous)
Dec. 14th, 2013 08:09 am (UTC)
Как говорил мой отец,имея ввиду Хрущёва, "этот дурак натворит ещё много бед,лезет везде со своим особым мнением,зная и не зная ,что нужно делать!"Смелые коммунисты "до хрипоты до драки",зачастую, отстаивали свою профессиональную позицию, и некоторым это удавалось!Эта оттепель нам "дорого"обошлась -посмотрите на хрущёвки(уже начали разворовывать и строй материалы тоже).... и крепкие добротные сталинки!
А когда пришёл Брежнев, то начался самый лучший период советской власти до тех пор, пока он не подряхлел и уже не мог сопротивляться коррумпированной и обуржуазившейся верхушке (справедливости ради надо сказать, что те были "ангелами"по сравнению с этими,сегодняшними!)
В начале 60-х у нас пока не было холодильника,мама посылала меня за продуктами в магазин часто и там покупалось,всё очень вкусное и натуральное,чего не скажешь сейчас,по 200-300гр- колбасы, сл.масла,сыра, банку сгущёнки,хлеб,молоко,творожные вкуснейшие сырки,без особых очередей,которые кто-то любил,чтобы поболтать, а кто-то ненавидел,как и я,избегая их,если они иногда появлялись,например,во время пересмены рабочих!
А витрины,действительно, были выложены и до потолка тоже ,в ассортименте, товаром ,который у нас в провинции начал потихоньку исчезать в 70-х,но при этом его было полно в столицах,крупных городах,прибалтике,даже в Армении и др. И Вместо того, чтобы усовершенствовать ту систему,часть псевдо коммунистов занялась политикой национального предательства и особенно яро стала её проводить последние 20лет -капитал никого не щадит,лишь бы ему жилось роскошно!
Я думаю,что вы и мне поверите,как этим письмам из 55г -видение разного периода и разных людей!
irinapravdina
Dec. 15th, 2013 01:00 pm (UTC)
У Вас просто нет денег. Это очень плохо, я Вам сочувствую. Но чего злобиться? Кто виноват в том, что Вы не можете себе купить то, что хочется?
Вы за Ельцина голосовали? Или Ваши дети и друзья?
Теперь пришла расплата.
Я знаю людей , которые живут в деревнях:одни лучше, другие хуже!
Есть в семье здоровые, непьющие, работящие мужики-семья живет в достатке! Нет, значит больные и немощные прозябают! Так было всегда!
При СССР Вы были молоды и здоровы, и у Вас было все! А кто-то так же нуждался, как Вы теперь.
Старость, что поделаешь!?
Есть хорошая присказка:"Молодость дается для того, чтоб обеспечить себе старость!"
(Anonymous)
Dec. 16th, 2013 04:42 pm (UTC)
Я не могу купить"то что хочется" не потому что нет денег,а потому что нет того качественного натурального продукта, который выпускался в советский период по госту и под строгим контролем -сейчас же лепи что хочешь,всё равно проверять не будут,особенно после получения отката!
В советское время родители получали пенсию 100р и 132р,а сейчас -10т.р. и 13т.р. -а всё в среднем подорожало в 200р(что-то и намного больше,например,в Москве метро подорожает в 800раз,вместо 560),значит они минимум на что должны были рассчитывать -это на 20т.р и 26т.р,а то и больше.
А за налоговую политику, надоело говорить,что это полное безумие и уничтожение работоспособного населения!
Вот и вся арифметика, и так почти во всём!- иллюзия изобилия, иллюзия богатой страны, иллюзия величия и благополучия!
Sergi Savczuk
Dec. 18th, 2013 11:42 pm (UTC)
А чего мне доказывать, если я в 1971 году в рядовом магазине города Ульяновска (мне было тогда 8 лет) ходил и покупал 300 грамм шоколадного масла, 200 грамм сливочного масла, 200 грамм колбасы "Отдельной" или "Докторской", палку копчёной колбасы, лежало мясо говядины, свинины, куры, цыплята. В овощном были яблоки, соки, виноград в сезон. А в 1975 вдруг всё поисчезало с прилавков. Конечно, в деревне ассортимент сельпо был более скуден, но там без проблем можно было купить мясо у соседей по нормальной цене. Во всяком случае бабушка никогда не жаловалась на отсутствие мяса дома. А колбасы делала сама. Так что мне ничего доказывать не надо, сам всё видел.
( 43 comments — Leave a comment )

Profile

skif_tag
skif_tag

Latest Month

August 2017
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner